МААМ-картинки

Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе

Индира Саниева
Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе

Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе

Аннотация: в статье теоретически обосновано и содержательно раскрыты понятия «народная педагогика, пословица, пословицы, средства народной педагогики», рассмотрены возможности работ с пословицами на уроках русского языка в 3 классе

Публикация «Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе» размещена в разделах

Ключевые слова: народная педагогика, пословица, пословицы, средства народной педагогики

Введение

Одним из средств наиболее эффективных и соответствующих младшему школьному возрасту, способствующих всестороннему и речевому развитию являются пословицы. Пословицы занимают значительное место в речи любого активного носителя родного языка. Они могут использоваться и в спонтанной устной речи, и в публицистике, и в философской и научной литературе.

Основная часть

Народная педагогика – уникальное педагогическое явление. Она исходит из опыта, исторически сложившегося, включая общечеловеческий опыт. Выработанные веками традиции человеческой жизнедеятельности у всех народов имеют единую идейно-нравственную основу, суть которой – социальное объединение людей ради выживания и прогресса. Сегодня представляется актуальным обращение к опыту нравственного воспитания подрастающего поколения, созданного народами, использование этого опыта в воспитательном процессе [4].

Народная педагогика – это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми [7].

Народную педагогику Г. Н. Волков рассматривает как предмет этнопедагогики. Народная педагогика и педагогика масс, общая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Однако она важнейшая для педагогов, особенно – для учителей начальных классов [8].

В научной литературе не сложилось единого подхода к определению понятия пословиц, в связи с этим выделились разные точки зрения. В. Даль под пословицей подразумевает «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» [1]. В. П. Жуков считает, что пословицы – это краткие народные изречения, законченного синтаксического типа, имеющий одновременно прямой и переносный (образный) план [2]. М. А. Рыбникова в своей работе пишет, что, пословицы – это законченное суждение, завершенная мысль. Выражение народной мудрости, совести, ума, юмора, раздумья, как изречение, которое уточняет понятие, окрыляет мысль [3]. Иное определение дает К. Г. Берсеньева, она под пословицами понимает краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора [4]. А. М. Новикова под пословицей подразумевает краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме [5]. Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин в своих трудах пословицей считают малый нелирический жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой [6].

Приобщая младших школьников к восприятию пословиц как малого фольклорного жанра, учитель должен развивать нравственные качества личности, мышление детей, формирование у детей высокого строя чувств. Все это предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого следует отбирать те пословицы, которые обладают живописностью и поэтичностью. Используя в своей речи пословицы, учащиеся учатся четко, точно выражать свои мысли и чувства, а также интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

На сегодняшний день имеются разнообразные приёмы работы над пословицами, в том числе использование данного фольклорного жанра в качестве дидактического материала при изучении различных грамматических и орфографических тем на уроках русского языка. Более интересными могут стать приёмы, целями которых являются знакомство с пословицами, формирование умения восстанавливать их на основе одной из частей, опорных слов, соотнесение пословицы с художественными произведениями, развитие умения интерпретировать пословицы и т. п. Так, В. Ф. Одегова [9] предлагает такие приёмы, как «Расшифруй пословицу», когда учитель предлагает детям прочитать «зашифрованное» (например, с помощью лишних букв) крылатое выражение или пословицу, игру «Кто быстрее соберёт пословицу» и др. Особенно интересным представляется упражнение, которое может стать основой для проведения проектной деятельности: «Составь текст на заданную тему с помощью пословиц», например на тему «Распорядок дня». Так, начало написанного в такой форме распорядка дня может быть обозначено с помощью пословиц : «Кто рано встаёт, тому Бог даёт», «Мало встать, надо ещё перестать спать»; «Доброе утро приносит добрый день» и т. п. по мнению Н. В. Ивановой учебные проекты, в том числе построенные на основе анализа и объяснения пословиц, имеют значительный личностно-развивающий потенциал, способствуют формированию интереса к родному языку [10]. В целом работа над пословицами предполагает более высокий уровень обобщения, переход от прямого к переносному значению слов, от наивного реализма к пониманию подтекста и идеи, т. е. способствует развитию всех уровней понимания текста, формированию коммуникативно-речевых умений детей.

Для правильного понимания пословицы учащиеся должны иметь соответствующие их возрасту представления об окружающем мире, о причинно-следственных связях, существующих в нём. Одной из причин недостаточно точного и глубокого понимания пословиц является ограниченный жизненный опыт детей и затруднения, связанные с интерпретацией смысла кратких народных изречений. Несмотря на значительный интерес к пословицам и их месту в системе общего образования и речевого развития практически не разработан алгоритм формирования умений понимать пословицу и выявлять её смыслы, так необходимых учащимся для достижения планируемых результатов.

Заключение

Таким образом, проведенный теоретический анализ литературы позволил установить, что народная педагогика представляет собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Установлено, что одним из действенных средств народной педагогики являются пословицы, которые, в свою очередь, представляют собой краткое изречение, поучение.

Использование пословиц в качестве дидактического материала способствует развитию речи младших школьников, а так же способствует социализации личности ребенка. Так же в ходе написании статьи были рассмотрены приемы работы над пословицами в начальной школе, предполагающие их анализ, интерпретацию и создание детьми собственных сочинений.

Список использованной литературы

1. Даль, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Даль. – Москва: Эксмо, 2009. – 640.

2. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – Москва: Русский язык, 2000. – 656 с.

3. Зиновьева, Т. И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – Москва: Просвещение, 2007. – 304 с.

4. Иванов, С. В Русский язык 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2015. – 176 с.

5. Иванов, С. В. Русский язык 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2014. – 186 с.

6. Иванов, С. В. Русский язык 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2021. – 192 с.

7. Иванова, Н. В. потенциал проектной деятельности для младших школьников / Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 843.

8. Мамышева, З. З. О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника / З. З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 3. – С 7 – 12.

9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 480 с.

10. Померанцева, Э. В. Русские пословицы и поговорки / Э. В. Померанцева. – Москва: Детская литература, 2001. – 206 с.

Публикации по теме:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Библиотека изображений:

Публикация Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Индира Саниева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 12:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД