МААМ-картинки

Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Ирина Скобелева
Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 373.22

Скобелева И. Л., студентка 3 курса педагогического института

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар – Ола

e-mail : iyamorzova@mail.ru

Науч. рук. - Федорова С. Н. д-р пед. наук,проф.

Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Публикация «Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Аннотация. Статья посвящена проблеме психофизического развития детей младшего дошкольного возраста, важную роль в котором играет мел кая моторика ребенка. Для развития мелкой моторики младших дошкольников используются различные методы и приемы, в том числе и нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, в основе которой лежит создание из пластилина барельефных картин на горизонтальной плоскости.

Ключевые слова: дети, младший дошкольный возраст, мелкая моторика, лепка из пластилина, приемы лепки, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста является актуальной. Изобразительная деятельность, в том числе и пластилинография, оказывает положительное влияние на развитие сенсомоторики-умения согласовывать работу глаз и рук, слуха и движений. [1, с. 180].

Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. [2, с. 9]. Педагогов и психологи не случайно придают большое значение развитию мелкой моторики у детей с раннего возраста. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. [5]. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на речь, общее и интеллектуальное развитие ребенка.

Средством развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста может стать такая форма работы с пластилином как пластилинография, в основе которой лежит создании из пластилина барельефных лепных картин на горизонтальной плоскости [6].

С целью выявления эффективности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии нами проводилось исследование на базе МАДОУ детский сад «Сказка», р. п. Арья, Уренского района, Нижегородской области. В эксперименте приняли участие 20 детей младшей дошкольной группы. Выводы об эффективности формирующей работы сделаны на основе сопоставительных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Для выявления исходного уровня развития мелкой моторики детей были выбраны следующие методики: «Дорожка» (автор Л. А. Венгер) [4,с. 9], «Упражнение на дорисовывание» (автор Н. А. Бернштейн) [3,с. 44], «Картинка из геометрических фигур» (автор Л. А. Венгер) [4,с. 8].

Приведем количественно-качественные характеристики уровня развития мелкой моторики рук у детей на констатирующем этапе эксперимента. Полученные нами данные по всем трем методикам отражены в рисунке 1.

Рисунок 1 - Уровни развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента (%).

У 30 % (6 детей) был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики. Эти дети проявляли увлеченность, быстро и без помощи взрослого справлялись с заданиями. Ловко и точно они владели пальцами и кистями рук, что говорит о хорошо развитой у них мелкой моторики. Средний уровень развития мелкой моторики был констатирован у 50% детей (10 детей). У детей данного уровня возникают трудности при вырезании. Им приходится прибегать к помощи взрослого. Они умеют правильно держать ножницы, но быстро устают и вырезают неровные линии. У 20 % (4 ребенка) был выявлен низкий уровень. Эти дети имеют нарушение координации движений. Выполнение по образцу вызывает у них затруднения. Их движения скованны, отсутствуют ловкость и точность.

Следующим этапом была разработка и реализация перспективно - тематический плана работы с использованием пластилинографии для повышения уровня мелкой моторики детей. Для лучшего усвоения материалы тематика занятий была связана с деятельностью детей на других занятиях. (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

На каждом занятии перед детьми ставилась новая учебная задача. В последствии задачи закреплялись и усложнялись. Первое занятие, например, было посвящено самой технике пластилинографии, истории пластилина и инструментами работы с ним. В процессе работы использовался качественный пластилин чистых цветов. На завершающем этапе дети выполняли коллективную композиционную картину, лепную картину с целью закрепления композиционных навыков. Важным направлением работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста мы выделили взаимодействие с родителями. Цель данного взаимодействия-объединить усилия для успешного развития мелкой моторики каждого ребенка группы. Было проведено групповое родительское собрание, на котором было воспитателем было рассказано как с помощью пластилинографии ребенку можно развивать мелкую моторику рук в домашних условиях.

После проведения занятий по пластилинографии в младшей дошкольной группе, участвующей в эксперименте, было повторное обследование, на котором использовались те же диагностирующие методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. По итогу обследования высокий уровень был диагностирован у 40 % (8 детей, средний уровень- 55% (11 детей, низкий уровень-5% (1 ребенок). Показатель высокого уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников повысился на 10%; показатель среднего уровня повысился на 5 %, показатель низкого уровня снизился на 5%. Дети с высоким уровнем самостоятельно выполнили все задания, некоторые в своих работах проявляли творчество (нарисовали сюжетную картинку). Младшие дошкольники со средним уровнем периодически прибегали к помощи взрослого, но были заинтересованы и старались выполнить работу до конца. Они часто останавливались, так как уставала рука. Дети с низким уровнем не были инициативны, выполняли работу с помощью взрослого и не проявляли стараний.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование пластилинографии способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети овладели техникой работы с пластилином, повысился интерес к пластилинографии, проявляли усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.

Литература

1. Анисимова О. А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 179-181.

2. Баева Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе работы воспитателя // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 8-10.

3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.

4. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2001. - № 3. - С. 17-26.

5. Денисова Л. Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-detey-2-4-let-sredstvami-plastilinografii ( дата обращения: 18.12.2020).

6. Комиссарова, Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста / Л. В. Комиссарова. — // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ ( дата обращения: 05.04.2021).

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Речь человека является одним из основных способов общения между людьми, именно поэтому развитие речи детей.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Библиотека изображений:

Публикация Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Скобелева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование пластилинографии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 21:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД