МААМ-картинки

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Наталья Полякова
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Полякова Н. В.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, формируется связная речь.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

К старшему дошкольному возрасту ребенок легко удерживает предмет, обладает навыками рисования и начальными навыками письма. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д., а коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует такая нетрадиционная техника, как рисование по клейстеру руками.

Таким образом, изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей.

Нетрадиционные техники рисования – это переход от продуктивной к творческой деятельности; это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов, которые не являются общепринятыми, традиционными (рисование поролоновой губкой, пенопластом, рисование пальчиками, методом тычка, расчесывание краски).

Микляева Н. В. предложила примеры использования нетрадиционных техник рисования, но и распределила их по разным возрастным группам ДОО.

I. Младший дошкольный возраст.

1. Отпечатывание. Детям трех–четырех лет показывают, как наносится цветовое пятно на лист бумаги и на него накладывается чистый лист или прикладывается комочек смятой бумаги, а также мешочки из тюля, заполненные пшеном, горохом, гречкой и т. д. Затем ими ставятся отпечатки на поверхности. Один из интересных способов отпечатывания – немного надутым или наполненным водой воздушным шариком. Его боковые поверхности можно обмакивать в пятна краски разного цвета на тарелке или в миске несколько раз. Более того, он скользит по поверхности бумаги и создает причудливые отпечатки, чутко реагируя на нажатие ребенком.

2. Тампонирование. Использование тампона из марли или кусочка поролона (можно привязать его резинкой на кончик карандаша). Тампон обмакивают в краску и легкими прикосновениями к бумаге создают отпечатки. Формируется выразительный образ чего-то пушистого, полупрозрачного, напоминающего, например, облака на небе.

3. Рисование сыпучими материалами. Два варианта техники : клеем ПВА наносится контурный рисунок, который затем обсыпается манкой, или клеем смазывается вся поверхность предметного рисунка (с деталями, а сверху насыпается крупа (можно сделать через трафарет). Затем лист с изображением ставится вертикально, остатки сыпучего материала стряхиваются с него.

4. Трафарет. Трафарет может быть внутренним (с прорезями, отверстиями, соответствовать изображению домашних и диких животных и др.) или имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.). В зависимости от вида трафарета техники работы с ним различны: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона или кисточки).

II. Средний дошкольный возраст.

1. Рисование мылом. Кусочком мыла ребенок рисует контурное изображение (как это делается простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой, губкой, кусочком поролона наносит краску (краски). Педагог должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе исчезнет след от мыла. Создавать рисунки можно, выложив на бумагу пену из мыльных пузырей. Аккуратно окрашивать кисточкой отдельные пузыри в разные цвета. Когда пузыри лопнут, ребенок обнаружит на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые дорисует фломастерами, когда они высохнут.

2. Кляксография. Включает выдувание кляксы через коктейльную соломинку, что позволяет создавать выразительные образы, например растений, тянущихся к солнцу. К техническим приемам рисования добавляются приемы развития творческого мышления и воображения.

3. Предметная и сюжетная монотипия. На одну половину сложенной пополам бумаги предварительно наносятся пятна, мазки жидкой краски (горизонтально или вертикально). При открывании бумаги получаются симметричные изображения (бабочки, летящие птицы и др.) или пейзажи с зеркальным отображением в виде берега, домика и деревьев, заборчика.

4. Рисование по сырой бумаге (техника живописи «по-мокрому»). Бумага предварительно смачивается в емкости с водой или быстро протирается широкой влажной губкой, прокатывается смоченным в воде валиком из поролона. Затем две–три минуты подсыхает. На нее наносится рисунок акварельными красками или мелками (можно использовать кусочки поролона). Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так добиваются мягкости в передаче очертаний предметов, появляется воздушность и пространственность изображения.

5. Рисование щеткой. Постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ею по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Ребенок закрашивает фон, рисует предмет или пейзаж. Затем меняет положение листа, получая эффект стекающей краски. Возвращает лист в горизонтальное положение и проводит по влажной поверхности расческой: следы от нее напоминают капли дождя.

III. Старший дошкольный возраст.

1. Набрызг. Краска набирается на зубную щетку, а стекой нужно быстрыми движениями по направлению к себе провести по ее щетине – брызги полетят на бумагу. Если использовать трафареты, то с помощью техники набрызга можно создать ощущение фактурности шерсти животных, кожуры фруктов.

2. Граттаж (от франц. gratter – царапать)техника процарапывания очертаний рисунка на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или свечой (первый слой) и темной гуашью (второй слой). Когда бумага подсохнет, дети, создавая рисунок, используют заостренные инструменты (например, стеки для лепки).

3. Расчесывание краски. С помощью расчески с мелкими зубьями или связанных в пучок зубочисток придаем выразительность предметному (ежик, волк и т. д.) или сюжетному рисунку (морской пейзаж, песчаные барханы и др.). Используются штриховочные короткие или длинные волнообразные движения всей поверхностью расчески слева направо или сверху вниз косыми линиями. Они вытягивают краску из основного пятна. Так изображается дождь. Рисунок лучше делать на влажной бумаге (в технике рисования «по-мокрому»).

4. Фроттаж (от франц. frottage – натирание). Лист бумаги располагают на плоском рельефном предмете. Поверх бумаги делают штриховочные движения неострым цветным или простым карандашом, повторяя очертания предмета. Оттиск напоминает основную фактуру (теневое изображение самого предмета).

5. Диатипия (от др. -греч. dia – сквозь, через). Тампоном или валиком тонкий слой краски наносится на стекло или поверхность картона, сверху накладывается лист бумаги. На нем рисуют заостренной палочкой или карандашом (несколькими карандашами, стараясь не нажимать сильно на бумагу. На стороне, прижатой к стеклу, получается оттиск, зеркально повторяющий рисунок, обычно интересной фактуры, с цветовыми разводами и сочетаниями.

6. Рисование на неньютоновской жидкости. Эта техника редко используется в детских садах, но она чрезвычайно интересна. Предполагает получение зеркальных копий с узора, созданного на неньютоновской жидкости. Сначала делается «волшебная жидкость» ( из крахмала и воды в соотношении 1:2). В нее добавляется две–три столовые ложки мелкой соли или клея ПВА. Все тщательно перемешивается. Первичный образ создается с помощью набрызга и стряхивания жидкой краски (гуаши или акрила) на неньютоновскую жидкость. Зубочисткой или расческой ему придается форма и выразительность. Рисунок должен немного отстояться (30–40 секунд). Затем легким движением, держа акварельную бумагу за два противоположных конца, ею промакивают область узора и быстро поднимают. На бумаге останется причудливый и красивый след.

7. Ниткография. Позволяет создавать изображения с помощью окрашенной нити. Шерстяную или шелковую нить намазывают тушью, кладут в сложенный пополам лист бумаги, прижимают и за кончик вытягивают. Лист бумаги раскрывают и дорисовывают изображение кисточкой (не дожидаясь просыхания рисунка) или фломастерами (когда основной рисунок подсохнет). Получаются неординарные рисунки с четкими контурами.

8. Рисование на фольге. Нанесение линий и мазков кисточкой с гуашью, в которую добавлен клей ПВА. Удобно изображать подводных животных: сначала сделать рисунок, потом «передавить» его на фольгу и раскрасить.

9. Латонагем (latonagem, бразильская техника тиснения на фольге). Создание оттисков с помощью палочки (заостренной или заканчивающейся шариком) или стержня с двух сторон фольги. Получается изображение с выпуклыми и вогнутыми деталями. Все вогнутые детали рисунка «по изнанке» заливаются текстурной пастой, дается время подсохнуть. Выпуклые детали на лицевой стороне рисунка окрашиваются черной гуашью или акриловой краской. Затем быстро, не давая краске высохнуть, мягкой бумажной салфеткой вытирают излишки краски (оставляется краска в углублениях, а рельеф полируется до серебряного блеска. Так получаются красивые «серебряные» украшения и шкатулки.

Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию мелкой моторики, воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения со сверстниками. Нетрадиционное рисование также развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, даёт возможность использовать хорошо знакомые детям предметы в качестве художественных материалов. Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для родителей «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста» Все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Ведь главное.

Библиотека изображений:

Публикация Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Полякова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 13:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД