Лучший педагог года

Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста

Александра Абдулина
Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста

Технология развивающего обучения детей среднего дошкольного возраста.

Игровые технологии как средство

развития детей среднего дошкольного возраста.

«Игра – выражение свободы личности и воображения,

«иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

(А. Н. Леонтьев)

Публикация «Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте под влиянием впечатлений от окружающего мира усваивается общественный опыт ребёнка. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре, дети подражают труду взрослых, их поведению. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношение к жизни.

Под технологией формирования творчества у детей дошкольного возраста по определению О. В. Дыбиной – «Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, который активизируется и интенсифицируется игровой деятельностью».

В соответствии с ФГОС ДО одна из задач направлена на формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

При организации воспитательно-образовательного процесса педагогами нашего детского сада применяются разнообразные игровые технологии. Они запланированы в календарном плане в разное время суток.

Классификации игровых технологий разнообразны по содержанию. Так, творческие игры различаются: по содержанию (отражение деятельности взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают самостоятельно дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

В творческих играх дети среднего дошкольного возраста вместе с воспитателем выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Под руководством воспитателя в игре развивается самостоятельность, активность, дети проявляют инициативу и фантазию.

В играх с правилами есть содержание и установленная последовательность действий. Решение поставленной задачи и соблюдение правил это есть главное в такой игре. Подразделяют игры с правилами на подвижные и дидактические игры. Во многих подвижных играх есть образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Правила организуют игру, игровые действия активизируют детей, важно внимание детей для игровых действий, т. к. в самой игре выполняется поставленная задача. В играх с правилами у детей развивается произвольное внимание, мышление, чувства, память, разнообразные движения и речь.

В нашей группе детского сада дети любят играть в народные игры: «Гори-гори ясно», «Капуста», «Ручеёк», «Цепи кованы» и др. Эти игры требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

В игре формируются все стороны личности ребёнка. Игра имеет значение в нравственном, физическом, эстетическом, трудовом воспитании детей.

В творческих играх усваиваются знания, развиваются умственные способности ребёнка, воображение, память, внимание. Разыгрывая роли, изображая события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В игре сообщаются дошкольникам новые знания, расширяется их кругозор. С развитием интереса к трудовой деятельности взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам российских людей у детей появляются представления о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Всё это делает игру главным средством создания личности ребёнка, которая складывается в дошкольном детстве.

Игра – самостоятельная деятельность, в игре дети общаются с другими детьми. На протяжении учебного года нами проведена огромная работа по сплочению коллектива, по развитию положительных добрых чувств, по отзывчивости, основанных на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Для поддержания интереса, создания устойчивой мотивации к игровой деятельности используются: экскурсии на прачечную, в медицинский кабинет; изготовление фотоальбома «Профессии наших мам и пап», мастер-классы с участием родителей, чтение художественной литературы (потешки, прибаутки, загадки, стихи, поговорки) и т. д.

Дети очень любят играть. Игра дисциплинирует детей, способствует выражать свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре детей 5 лет замыслы становятся длительными. Некоторые игры («Путешествие», «Лётчики») могут продолжаться неделями, сюжет игры развивается. Родители с удовольствием принимают активное участие в изготовление необходимых атрибутов для игры (автозаправочная станция, медицинская кушетка, штурвал).

Так, мы заметили, если ребёнок длительно пребывает в одной роли, то он должен предпринимать действия для продолжения игры. Дети намечают план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали редкие морские раковины, в жарких странах помогали больным животным.

В средней группе дети изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные.

В играх-драматизациях есть замысел, который создаётся по готовому сюжету, взятому из произведения. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что она видят в жизни: нужно хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (развёртывается действие, реплики персонажей). Игры – драматизаций помогают детям больше понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Мы, в средней группе инсценировали сказку В. Г. Сутеева «Кто сказал, МЯУ?». Вместе с воспитателями дети и родители готовились к спектаклю; несколько раз читали сказку, все вместе обсуждали образы героев, готовили декорации, костюмы. С детьми распределяли роли по желанию, решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Пробовали на роль щенка несколько детей, выбирали кто более образнее сыграет эту роль. Например, щенок, расстроившись, наклонив голову, уходит домой, должно было получиться это непосредственно, искренне.

С усложнением игры, игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, сложными. Игра, выявляет переживания ребёнка, формирует его чувства. Подражая героям, он передаёт своё восхищение ими, желание быть таким же. Здесь возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В игре развивается речь ребёнка. Ребёнок словом обозначает свои действия, осмысливает их. Словом, он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Например, водитель как будто неподвижно сидит в машине, но можно прислушаться к его словам: он, подъезжая к перекрёстку, останавливается по знаку светофора, соблюдает правила движения, останавливается на остановках, объявляя их.

Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Дети заменяют один предмет другим, если не находят нужных игрушек, выделяя его воображаемыми признаками.

У детей 4-5 лет совместная игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждые выбирает себе роль. Например, решили играть в «Детский сад», кто-то захотел быть воспитателем, кто – то музыкальным руководителем. Но и остальных детей привлекают эти роли, возникает спор, недовольство. Здесь на помощь приходим мы, воспитатели, спрашиваем, а кто же будет готовить обед, кто будет их лечить, делать уколы. Ребята вспоминают, что видели в медицинском кабинете, на кухне. Так выявляются новые активные роли.

В этом возрасте важна роль воспитателя, его напоминания часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей : нужен шофёр, чтобы привозить продукты, монтёр, который чинит электропроводку.

Ещё одна из игровых технологий – это дидактические игры. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы. Например, сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение.

В нашей группе очень много дидактических игр, которые решают разнообразные умственные задачи. Например: в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. В некоторых играх имеется сюжет, например: игра «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. В игре «Узнай по голосу» каждый ребёнок изображает какое – то животное. Есть игра этического содержания, это игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Наиболее доступны у наших детей игры с предметами, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и знакомиться с ними.

Также, популярны у детей настольно–печатные игры, они основаны на принципе наглядности. Содержание игр настольных многообразно, например: «Лото», «Найди пару» на темы: «Посуда», «Времена года», «Мебель», «Домашние животные», «Транспорт», «Что кому нужно для работы?», «Правила дорожного движения» и т. д.

В нашей группе очень популярны словесные игры, они развивают речь, учат подбирать слова – синонимы, антонимами, пользоваться в речи словами с уменьшительно–ласкательным суффиксом, развивают мышление, учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.

Например: «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Какой, какая, какое», «Скажи ласково».

Подводя итог, можно сказать, что игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога, возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

Таким образом, в реализации нашей работы по созданию условий для разнообразных игровых технологий, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребёнка помогла работа с родителями. Для них педагоги (мы с коллегами) разработали памятки «Сюжетно – ролевая игра», анкетирование «Игры дома», демонстрация видеоролика «Наши дети играют», консультация «Игрушка», беседы «Игры детей дома», изготовление атрибутов к играм, разнообразные мастер-классы. Также, для обеспечения эффективного руководства играми разработаны картотеки подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых, словесных игр, физических минуток, загадок, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Статью подготовили:

Валентина Владимировна Евдокименко,

Александра Сергеевна Абдулина.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013.

3. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». – педагогическое общество России. Москва 2007.

4. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Москва Просвещение 2008г.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: Просвещение,1991г.

Публикации по теме:

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2020 в 16:34
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Абдулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД