Лучший педагог года

Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений

Герасимова Ирина Петровна
Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений

Автор: Герасимова И. П., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Аннотация: В статье рассматривается значение игры в жизни воспитанников социозащитных учреждений. Использование на занятиях возможностей и преимуществ развивающих игр позволят сделать воспитательную работу с данной категорией детей увлекательнее и эффективнее. Автором совершена попытка актуализировать влияние игровой деятельности на формирование воспитанника приюта как личности.

Публикация «Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзия, социализация, воспитательный процесс, игровая деятельность, воспитанники социозащитных учреждений.

Сегодня остро стоит вопрос социализации воспитанники социозащитных учреждений. Развивающие занятия помогают детям, поступающим в приют, научиться взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Социализация воспитанника осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, в том числе и наиболее важной для ребёнка – игровой. Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника. Игра формирует у воспитанника приюта навыки социального поведения, помогает освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Именно игра формирует личность рёбенка.

В игре воспитанник осознает себя частью определенного коллектива, впервые появляется чувство дружбы и единения, формируется понятие «мы». Дети оценивают действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

Изучению развивающего характера игры при обучении детей посвящены работы Е. А. Аркина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Изучение ряда исследований влияния игровой деятельности на формирование ребенка как личность показывает, что в организации игры с воспитанниками социозащитных учреждений необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, важных для конкретного ребёнка или группы детей. В игровой деятельности формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Игра вызывает также и качественные изменения в психике детей. Например, повышает активность застенчивого, совершенствует самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного ребёнка. Только тогда в работе с ребёнком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям. Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».[1].

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие детей. Правила игры должны быть понятны и просты, особенно для воспитанников социозащитных учреждений. Немаловажным является атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и уважения в группе. В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру. Часто все игры превращаются в дидактические занятия и упражнения. Особенно часто это происходит при взаимодействии ребёнка с взрослыми. Многие родители не играют с детьми, а развивают, используя различные методики раннего развития. Или одаривают малышей огромным количеством развивающих игрушек. В наше время действительно много хороших развивающих игр и красивых дидактических игрушек. Но детская игра происходит не только с использованием игрушек, детская фантазия легко может превратить практически любой предмет в окружении ребёнка в необходимый для конкретной игры атрибут. Важно помнить и про настольные игры. Играя в настольные игры можно интересно, весело и познавательно провести время всей группой или внести игровой элемент в коррекционное занятие.

В социозащитном учреждении детском саду в воспитательном процессе также необходимо использовать потенциал игры. Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей. Игра помогает получить знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности, приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.

Через разные виды игр можно решать задачи, которые относятся к разным образовательным областям:

«Познавательное развитие» - дидактические, развивающие, строительно-конструктивные игры, игра-экспериментирование

«Социально-коммуникативное развитие» - сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные игры

«Речевое развитие» - театрализованные игры, игры-фантазирование

«Художественно-эстетическое развитие» - дидактические, игрыфантазирования

«Физическое развитие» - подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта

Таким образом, задачи разных образовательных областей могут быть решены посредством одного вида игры. Педагогу необходимо спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы создать атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой, тогда у ребёнка останутся положительные эмоции и воспоминания. Дети получат первые уроки общения со сверственниками, усвоят нормы, правила поведения, принятые в данном социуме.

Литература:

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена.

2. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.

.2. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2022. – С. 90–92.

Публикации по теме:

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Фотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образованияФотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образования Состязания проводились 16 мая в спорткомплексе ДЮСШ посёлка Плесецк с целью популяризации занятий физической культурой, повышения двигательной.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Библиотека изображений:

Публикация Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Герасимова Ирина Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 18:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД