Папки-передвижки

Формирование экологической культуры у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе

Лидия Анисимова
Формирование экологической культуры у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ

Анисимова Лидия Александровна

студентка, Армавирского государственного педагогического университета,

г. Армавир

Демко Елена Винидиктовна

научный руководитель

Армавирский государственный педагогический университет,

г. Армавир

Аннотация.

Публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе» размещена в разделах

В данной статье рассматриваются теоретические основы формирования экологической культуры старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе, также перечислены педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников в дошкольной организации. Проводится исследования по уровню сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также охарактеризовали возможность повышения уровня экологических навыков и способностей.

Данная статья рассчитана на педагогов дошкольного образования, старших воспитателей, а также студентов ВУЗов.

В настоящее время важным условием и средством воспитания и развития личности детей выступает исследовательская деятельность. Также она является инструментом развития экологической культуры дошкольников. Педагоги и родители учат детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей. Экологическая культура тесно связана с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т. к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания. Принимая во внимание специфику данного вида исследовательской деятельности, для педагогов очень важно определить наиболее эффективные педагогические условия, включающие правильную организацию опытно-исследовательской деятельности в природе, методы руководства ею, формы и средства педагогической работы по данной проблеме.

любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнаю новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.

Задачи взаимодействия педагог – родитель можно сформулировать следующим образом : формирование экологической культуры у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как без наличия знаний о природе и гуманного отношения к ней у родителей они не будут в состоянии полноценно принимать участие в формировании экологической культуры детей.

Следовательно одной из задач эколого-педагогической деятельности воспитателя будет просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста. В различных педагогических трудах рекомендуется ряд форм работы с родителями, которые включают родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытия дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование «школы молодого родителя», консультации, беседы, переписку и т. д. В настоящее время имеется масса технологических возможностей для осуществления постоянного взаимодействия с родителями – задать любые вопросы, спросить совета, проконсультироваться можно удаленно, при помощи мессенджеров.

Работу в данном направлении можно осуществлять и таким образом: создавать для дошкольника такие проблемные ситуации, чтобы решение или ответ ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т. д.

Три главные педагогические условия, выделенные нами для успешного формирования экологической культуры дошкольников – это соответствующая развивающая среда, деятельность дошкольников по охране природы и постоянное конструктивное взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников. При наличии таких условий у дошкольников в ДОУ растет уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к природному миру.

Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками

В настоящее время вопросы формирования экологической культуры являются одними из самых актуальных. Рост угрозы природной среде, которую несет человеческая деятельность, заставляет задумываться о том, что экологическую культуру подрастающих поколений необходимо формировать с самого раннего возраста.

Экологическая культура характеризуется экологической образованностью, сознательным отношением к природе и практическим участием в мероприятиях по защите, охране и восстановлению природы. В отношении детей дошкольного возраста экологическая культура означает наличие определенных экологических познаний и основанное на этих познаниях ответственное отношение к природе.

Главные педагогические условия, выделенные нами для успешного формирования экологической культуры дошкольников – это соответствующая развивающая среда, деятельность дошкольников по охране природы и постоянное конструктивное взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников. При наличии таких условий у дошкольников в ДОУ растет уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к природному миру.

Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

В рамках практического исследования уровня сформированности экологической культуры дошкольников было выявлено, что уровень экологической культуры детей достаточно высок, но есть существенный потенциал для его роста.

Также было проведено анкетирование родителей дошкольников. По итогам исследования мы рассчитали коэффициент корреляции между уровнем развития экологической культуры у родителей и детей, и выяснили, что между ними присутствует прямая корреляция. На основании результатов исследования был сделан вывод: родителей воспитанников необходимо привлекать к опытно-исследовательской деятельности в природе.

Далее было проведено исследование содержания опытно-исследовательской деятельности, которая могла бы способствовать развитию экологической культуры дошкольников в детском учреждении. Были отмечены следующие направления деятельности : изучение животного мира, знакомство с растениями, исследование объектов неживой природы, изучение природно-климатических явлений и понимание значения охраны природы.

В последнем разделе практической главы представлены методические рекомендации по организации опытно-исследовательской деятельности для дошкольников в природе. Предложена примерная программа реализации проекта опытно-исследовательской деятельности «Хлеб – основа жизни». Проект предусматривает изготовление хлебобулочных изделий из собственноручно выращенных на участке детского учреждения зерен пшеницы.

В данной деятельности предусмотрены разнообразные мероприятия, способствующие повышению экологической культуры детей.

В процессе планирования и подготовки проекта дети собирают различную информацию, связанную с земледелием и хлебопечением. Книги, фильмы, песни, стихи, загадки, пословицы – может быть использовано все, что связано с темой опытно-исследовательской деятельности. Детская продуктивная деятельность всех видов также может быть ориентирована на выбранную тематику. В зависимости от ситуации, возможно проведение реальных или виртуальных экскурсий.

Реализация опытно-исследовательской деятельности происходит в сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители помогают в основных «полевых работах», а также принимают участие в завершающем мероприятии проекта.

Планируется, что в результате работы над опытно-исследовательским проектом дети расширят свои знания о природе, узнают различные сведения о производстве хлеба, о том, какой это трудоемкий и непростой процесс – выращивание урожая. Также немаловажным результатом такого проекта станет трудовое воспитание. Дети будут делать своими руками важные и серьезные «взрослые» дела – сеять, выращивать и убирать хлеб. У них должно сформироваться уважение к профессии хлебороба. В ходе длительных наблюдений за «опытным полем» дети приобретут умения и навыки исследовательской деятельности (проводить наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы). У них повысится интерес к познанию окружающего мира, что является важной частью формирования экологической культуры.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. : Питер, 2008. .

2. Первоцвет. Познавательное развитие детей старшей группы детского сада: учеб. пособие / сост. Т. В. Аверина, JI. А. Николаева, Н. В. Горина. -Самара, 2001.-е. 17-28.

3. Первоцвет. Познавательное развитие детей старшей группы детского сада: учеб. пособие / сост. Т. В. Аверина, JI. А. Николаева, Н. В. Горина. -Самара, 2001.-е. 17-28.

4. Петрова, Е. В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях [Текст] / Е. В. Петрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 63-65.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Фотоотчёт об опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе». Цель: Дать детям понятие о круговороте.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование экологической культуры у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Анисимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование экологической культуры у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности в природе
Опубликовано: 11 января 2022 в 16:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД