Папки-передвижки

Фольклор в жизни дошкольников

Ольга Кузнецова
Фольклор в жизни дошкольников

ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье раскрывается существенная роль устного народного творчества в становлении личности ребенка – дошкольника. Автор отмечает его разностороннее воздействие и целесообразность использования в современном ДОУ для решения разного рода воспитательных и образовтельных задач.

Ключевые слова: фольклор, народная педагогика, речь, нравственные ценности.

Публикация «Фольклор в жизни дошкольников» размещена в разделах

Русский фольклор всегда был и остается по сей день мощным средством воспитания детей. Устное народное творчество нашей страны предполагает разнообразие жанров, среди которых: пословицы и поговорки, сказки, частушки, скороговорки, заклички, колыбельные песенки и многое другое. Все это - бесценное богатство нашей культуры, ценнейший показатель таланта и творческого потенциала русского народа. Через многообразие фольклорных форм ребенок способен не только овладеть родным языком, но и проникнуться его красотой, лаконичностью, приобщиться к родной культуре, получить свои первые впечатления о неи.

Современные педагоги сегодня также часто обращаются к народной педагогике, используя ее для решения разнообразных воспитательных и образовательных задач. Рассмотрим его разностороннее воздействие на становление личности дошкольника.

В первую очередь, фольклор - это несомненный источник воспитания нравственных качеств у детей, представляющее собой уникальнейшее средство трансляции мудрости, накопленной многими поколениями.

В не м находит свое отражение вся реальная жизнь и извечная борьба добра со злом. Благодаря народному эпосу дошкольник с удивлением открывает для себя как мир природы, так и мир человеческих взаимоотношении и чувств. Особый язык, используемый в фольклорных формах, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дарит прекрасные образы литературного языка.

Не секрет, что дошкольное детство – крайне важныи период в становлении личности каждого человека. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет усвоил суть человеческих ценностеи и существующих в обществе нравственных понятии. Достигнуть максимального воспитательного эффекта можно в том случае, если фольклорные максимально будут перекликаться с жизненными процессами ребе нка, сопровождать все виды его деятельности, насколько это возможно.

Одним из ведущих направлений работы современных воспитателей является развитие речи. И здесь также особое место отводится фольклору. Напевность, особыи ритм народных произведений учат детеи плавному произношению фраз и предложении, значительно обогащая и словарныи запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнении, используется множество синонимов, антонимов и т. п.

Осуществляя знакомство детеи с разнообразными фольклорными формами, мы насыщаем их речь образностью, живостью, меткостью и краткостью выражении, способствуя воспитанию дошкольников на мудрости своего народа.

Речевое развитие дошкольников предполагает использование различных форм взаимодействия с воспитанниками, внедрения разнообразных педагогических технологий, методов и средств. Первоочередной задачей педагога является их качественный подбор. Поэтому так необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, опираясь на самые актуальные потребности и предпочтения воспитанников. Только в этом случае педагог сможет отыскать наиболее эффективные инструменты. Как показывает практика, фольклор есть тот самый универсальный инструмент, позволяющий найти ключик к каждому дошкольнику.

Опираясь на собственный педагогический опыт, мы сделали некоторые выводы. Многочисленная практика работы с дошкольниками показала высокую эффективность использования средств русского фольклора. Перечислим достоинства использования фольклора, которые мы выявили благодаря систематической работе:

- у детей обогащается словарный запас;

- активно развивается диалогическая и монологическая сторона речи;

- развивается звуковая культура речи;

- формируется грамматическая сторона речи;

- развивается мелкая моторика;

- формируются нравственные ценности.

Исходя из личного опыта, мы с уверенностью можем сказать о том, что детский фольклор - важнейшее орудие познавательного, речевого, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для решения этих задач целесообразно использовать следующие направления:

1) Применение фольклора в ходе организованной образовательной деятельности.

2) Внедрение фольклорных форм в организацию режимных моментов.

3) Организация народных праздников в условиях ДОО.

Подводя итоги, отметим, что народная педагогика оставила нам огромное наследие – богатство русского фольклора, которое испокон веку неразделимо связано с воспитанием детей. Его использование в условиях современного дошкольного образование вполне целесообразно и позволяет привить детям любовь к своей родине, решая важнейшие вопросы становления личности ребенка.

Список использованной литературы

Методическая литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство – Пресс, 2008.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников»Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников» Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников»(из опыта работы) День экологического образования отмечается 12 мая. [/IMG Праздник, цель которого.

Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 3Фотоотчёт «Творчество в жизни дошкольников». Часть 3 Художественное творчество имеет большие возможности для формирования умственных, творческих способностей детей дошкольного возраста,.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

Лэпбук «Здоровый образ жизни дошкольников»Лэпбук «Здоровый образ жизни дошкольников» В настоящее время одной из приоритетных задач дошкольной организации является сохранение и укрепление здоровья детей. Ведь именно в дошкольном.

Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возрастаПроект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклор в жизни дошкольников
Опубликовано: 3 августа 2023 в 11:56
+17Карма+ Голосовать

Публикация «Фольклор в жизни дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД