Папки-передвижки

Статья «Фольклор для маленьких. Второй год жизни»

Ирина Майборода
Статья «Фольклор для маленьких. Второй год жизни»

К концу второго года жизни ребёнок начинает регулироваться словом. Возможность самостоятельно перемещаться в пространстве создает предпосылки для дальнейшего активного ознакомления с окружающим и накопления собственного опыта. Интенсивно развиивается понимание речи,т. е. пассивный словарь. Динамика нарастания активного словаря неравномерна.

Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства. Умело используемые произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем; иными словами, познавательно развивают ребёнка.

Публикация «Статья „Фольклор для маленьких, Второй год жизни“» размещена в разделах

Исследование Л. Павловой (кандидат психологических наук) явилось основой для моей работе по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка 2-3 лет". Я, изучив методическую литературу, опираясь на исследования Павловой, буду работать в нескольких направлениях.

Во-первых, изучение влияния устного народного творчества на развитие ребёнка будет проходить параллельно с ориентировочной активностью детей. Работая не первый год с детьми 2-3 лет, могу сделать вывод: начальные знания об окружающем, как бы ни был мал ребёнок, в первую очередь связаны с познанием человека: человек и его действия, затем виды деятельности. Предметы окружающей действительности познаются непостредственно, усваивается функциональное назначение предметов, закреплённое общественно-исторической практикой. Именно поэтому ребё нок спрашивает: "Что это?", "Что с этим (предметом) можно сделать?","Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". Именно этот факт и объясняет уже в начале второго года жизни то обстоятельство, что ребёнок накапливает впечатления в определённой системе. Сложный путь познавательного развития только начинается, произведения народного поэтического творчества помогут ребёнку в этом, так как особую роль начинает играть понимание текста. Ведь художественное произведение рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создаётся в воображениии посредством художественного слова.

Зная уровень сформированности восприятия ребенка одного-двух лет, воспитатель должен четко определять, какие фольклорные произведения доступны восприятию малышей? Как они начинают понимать не только общее содержание по ситуации, но и текст первых песенок, потешек, стихов? Возникновение такой способности у ребёнка говорит о значительных успехах не только в развитии понимания речи взрослых, но и о том, что он начинает воспринимать речь в художественной форме.

Второе направление я свяжу непосредственно с фольклористикой,т. е. с анализом содержания народных произведений. При реализации данного направления следует выявлять уровень сформированности конкретных возможностей в познании окружающего у детей 2-3 лет и возможностью воспринять или закрепить знания через художественное слово. Эта способность формируется у ребенка на протяжении второго и даже третьего года жизни при условии соблюдения слудеющих прнципов:

в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести, с тем чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;

следует осоуществлять системный подход в ознокомлении с окружающим с ориентировкой на человека, его действия, в различной деятельности, например, в быту (умывание, одевание, прием пищи, в труде (шитьё, стирка, в художестве (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах);

в методике необходимо сочетать чтение поэтапное и прослушивание текста с синхронным инсценированием - широкое применение метода наглядности;

активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста.

На втором году жизни практическое взаимодействие с окружающим значительно расширяется, что создаёт объективные предпосылки для более активного познания окружающего мира. Разумеется, эти первые знания ещё элементарны и возникают на эмоционально-чуственной, ориентировочной основе. Но здесь важно то, что они приходят к ребёнк через познание человека. Так, например, малыш уже в начале второго года жизни сознательно называет окружающих взрослых по их социальному статусу в его бытовой жизни ("мама", "папа", "баба","деда","тетя","дядя"); во втором полугодии жизни он уже различает их в соответствии с возрастом и полом ("тетя", "дядя", "бабушка", "дедушка", "девочка", "мальчик").

С помощью взрослых ребё нок очень скоро усваивает особенности человека: все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши. По сути дела, взрослый, называя эти части тела, знакомит малыша со строением человека в элементарной форме. Ребёнок запоминает названия частей тела и называет их. Хоть первые знания и просты, но они фундаментальны. Малыш начинает осознавать эмоцинальное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался).Уже на втором году жизни необходимо обращать внимание на душевные проявления самого ребёнка и окружающих его взрослых и сверстников, соотнося их с конкретной ситуацией, с результатом событий или действий. Постепенно приходит и понимание физическое состояние человека (боль, жажда, усталось, голод, суть его желаний (хочется есть, спать). Конечно, в этот период жизни они познаются через собственные ощущения комфорта или дискомфорта, вне связи с причиной и следствием.

Следующий важнейший этап в освоении окружающего - понимание направленности действий человека. Представления эти возникают в процессе наблюдений, участия в различных видах деятельности (бытовой, игровой, художественной).

Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление, память.

Продолжается ознакомление с окружающим миромпроисходит в сравнении и в первых наивных обобщениях на фоне начальных элементарных знаний о себе и людях.

Анализ народных произведений для маленьких показыввает : их тематика в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста. В произведениях описываются действия человека (ребёнка, связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытьё, т. е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, пряничков и т. п. Это немаловажно в воспитании ребёнка 2-х лет, когда он учиться самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький.

Или:

Надо кашку варить.

Сашу кашкой кормить.

Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывание. одевание). Эти процессы для малыша представляют значительный интерес, так как они ими овладевают впервые. Взрослый передаёт ребёнку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционнально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.

Водичка, водичка,

Умой Тане (Маше) личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху.

Чтение вначале стоит приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтению спросить: "Где у ляли глазки? А у тебя где глазки?" И здесь неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к собственной персоне. Вот, например:

Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А, вы, ушки, ушки, что делали?

- Слушали!

А, вы, ножки, ножки, что делали?

- Ходили!

Овладение ходьбой - эпохальное событие в жизни ребёнка. Вот почему так важно оценить действия малыша, скажем, такими стихами:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке.

Топни, Катя, ноженькой.

или:

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи,

Вот так, вот сяк походи!

Чтение стихов, прибауток ("Большие ноги - шли по дороге, маленькие ножки - бежали по дорожке") можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и разыграть её с двумя разными по величине куклами.

Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребёнке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает. Вот, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

Он по лугу едет -

Луга зеленеют.

К садам подъезжает

Сады расцветают ит. д.

или:

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди её любят,

Все её голубят.

Потешки помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных моментах, и в игровой, свободной деятельности. Особенно важно в условиях общественного воспитания. Воспитатель должен пествовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению сердца, по своей душевной щедрости. И тогда малыш полюбит воспитателя, у него обязательно возникнет желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому следует высоко оценивать такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них.

Малыш учиться ориентироваться в окружающем его мире, поэтому полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говориться о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метёт.

Дети постепенно начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне ("Вот и люди спят, вот и звери спят"; "Вот и ночь пришла, темноту привела. Заснул петушок, запел сверчок"); уловят отношение человека к животному, его доброту, ласку. Дети эмоционально чувствуют общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:

Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я Буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка, домой,

Напою тебя водою ключевой.

Малышам ещё недоступно осознание смены времен года с погодными явлениями. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается "сиюминутно" на солнышко, ветер, снег, дождь

"Радуга-дуга! Высока и туга!"

"Ах ты, зимушка-зима! Ты с морозами пришла!"

"Травка-муравка со дна подняласб"

"Закатилось красное солнышко за темные леса"

"Вот и ночь пришла, темноту привела".

К концу второго года жизни необходимо учить млышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки откроют новую страницу эмоциональной жизни ребенка. При этом важно учитывать: на втором году малыш не дифференцирует реальное и сказочное. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Но данный процесс возможен не только посредством рационального педагогического процесса и обучения, но и с усилиями со стороны родителей, воспитателей.

Публикации по теме:

Статья «Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающем миром» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Автор: Копылова Светлана Ивановна,.

Фольклор в моей работе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня.

Фольклор в жизни дошкольника Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического.

Конспект занятия по правовому воспитанию с использованием ИКТ во второй младшей группе «Нет ничего дороже жизни» Задачи: Познакомить детей с тем, что каждый имеет право на жизнь. Способствовать речевому общению детей с персонажами.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы здоровы всегда»Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы здоровы всегда» Методическая разработка по здоровому образу жизни во второй младшей группе «Мы здоровы, всегда». Цели: Познакомить детей второй младшей.

Статья «О здоровом образе жизни»Статья «О здоровом образе жизни» Как только просыпаешься, Зарядку делай, друг. Тогда лишь только радостным Будет все вокруг… Здоровым быть, это здорово! Каждый человек.

Один день из жизни второй группы раннего возраста (фотоотчёт)Один день из жизни второй группы раннего возраста (фотоотчёт) Я воспитатель второй группы раннего возраста - Реуцкая Людмила Александровна. Мой рабочий день.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста «Наши дети против Туберкулеза» Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста № 1 «Солнышко».

Проект «Здоровей-ка». Формирование здорового образа жизни детей второй младшей группы Актуальность: Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема.

Статья «Книга в нашей жизни» Книга в нашей жизни! Мир раздумий и познания, радостей и волнений. Мир этот безграничен, неисчерпаем. Книга вошла в наш дом как предмет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Статья «Фольклор для маленьких. Второй год жизни» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Майборода на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Статья «Фольклор для маленьких. Второй год жизни»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 17:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД