Лучший педагог года

Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений

Иванова СветИвановна
Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений

СТАТЬЯ: «Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений».

В статье описывается применение арт-терапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений. Даётся краткая характеристика используемых изобразительных материалов и техник.

Автор: Богатина С. А., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Аннотация: В статье описываются основные методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов в социозащитном учреждении. Показана целесообразность данных методов при работе с воспитанниками социозащитных учреждений».

Публикация «Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах

Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, нетрадиционные изобразительные техники.

В современном мире профессия воспитателя становится все более и более востребованной. Работа воспитателя в системе социальной помощи — это очень сложная миссия. В органы социальной защиты входит много учреждений, одно из них это «СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит», сновной целью которого является оказание воспитанникам квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную абилитацию, реабилитацию и адаптацию [1]. Одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит» является сохранение здоровья каждого ребёнка в процессе реабилитации [2].

Счастливый ребенок не испытывает дискомфорта внутри своей личности, живет в гармонии с собой и другими, чувствует свою защищённость и уникальность. Здоровая личность формируется только в условиях психологически комфортного климата. Во все времена ученые в области педагогики и психологии, подчеркивали важность гуманизации образования, индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в семье, детском коллективе атмосферы психологического комфорта. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие детей.

В учреждении работают квалифицированные специалисты. В коррекционной работе педагоги используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы, что позволяет добиваться положительных результатов реабилитации. Воспитатели социального центра в своей работе отдают предпочтение арт-терапевтическим методам, таким как: песочная терапия, а именно рисование песком на световых планшетах, куклотерапия, сказкотерапия.

Арт-терапия — или лечение искусством. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Для многих детей, прибывающих в социальном центре, характерны проблемы с утомляемостью, распределением и переключением внимания, характерна склонность к аффективным проявлениям в поведении, повышенная конфликтность. Многие дети испытывают трудности в распознавании основных эмоций и в выражении собственных эмоций. Все эти проблемы успешно помогают решать методы арт-терапии. Арт-терапевтическая работа способствует социально-психологической и социокультурной реабилитации воспитанников приюта. Возможности арт-терапии позволяют решать такие важные задачи, как формирование способностей к саморегуляции и контролю за своим поведением, развитие эмоционально-волевой сферы детей, профилактика агрессивных действий и конфликтов в детской среде, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию, формирование навыков коммуникативного поведения.

Арт-терапевтические методы являются мощным средством работы воспитателя с воспитанниками социозащитных организаций. Они позволяют создать положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Методы арт-терапии являются универсальными и успешно могут использоваться как на занятиях воспитателя, так и в дальнейшем самими родителями при занятиях дома [4].

Инновационные педагогические технологии

Развивая творческие способности детей, воображение, творческую активность, речь, мелкую моторику, педагоги и психологи используют песочную терапию. Данная технология универсальна и позволяет решать задачи диагностики, коррекции и воспитания детей. Рисование песком в целях стабилизации и коррекции эмоционального состояния используется в работе с детьми, имеющими такие проблемы как: агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с имеющими различного рода психосоматические заболевания. Необходимо отметить, что при помощи песка благодаря свободным движениям рук, возможности исправить изображение, внести в него необходимые изменения ребенок имеет больше возможностей для самореализации, чем при использовании карандаша и бумаги, которые зачастую его сдерживают, требуют дополнительного напряжения и контроля. Поэтому рисование песком помогает развить внутреннюю свободу, проявить спонтанность и творчество [3]. Специалисты обращают внимание на терапевтическое влияние песка как природного материала, отмечая, что песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать негативную психическую энергию. Манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая между пальцами и пр., ребенок обретает душевное равновесие. Указанные свойства изобразительного материала позволяют рассматривать рисование песком как средство влияния на чувственную сферу ребенка, развития его эмоциональной сферы и профилактики эмоционального неблагополучия у детей [4].

Действительно, рисование для ребенка выступает как творческий акт, в котором ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Sand-art или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах или световых планшетах. Данный метод предполагает использование различных приемов рисования: «вырезание» пальцем рисунка на песке, рисование ладонью, рисование большими пальцами, одновременное использование нескольких пальцев, насыпание из кулака, отсечение лишнего, украшение декоративными камнями, использование различных фигурок. Рисование песком можно включать в проведение различных занятий: индивидуальных и групповых занятий, социально-психологическое консультирование, оказание психологической помощи поддержки, мероприятия по психологической разгрузке, занятия психопрофилактической направленности [4]. Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка из собственных рук. Пусть ребенок погрузит обе руки в песок, почувствует его, пересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования, создавать песочные картины, дать полную свободу фантазии. Таким образом, рисование на световых планшетах обладает значительным здоровьесберегающим потенциалом, и успешно используется в системе реабилитации.

Методы арт-терапии обширны и многогранны. Они позволяют друг друга дополнять, вносить разнообразие, расширять терапевтические возможности каждого метода. Важное преимущество методов арт-терапии — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может сочетаться со сказкотерапией, куклотерапией.

Сказкотерапия широко используется для разрешения конфликтов в детской среде, улучшения социальной адаптации детей, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения. Для решения всех этих задач метод сказкотерапии незаменим. Он не только способствует коррекционной работе, но и повышает самооценку, создаёт благоприятный психологический климат в коллективе. Сказку используют в своей работе и психологи, и педагоги. Отражая в сказке детские проблемы, помогая ребенку справиться с ними не травмируя, воспитатель оказывает современную помощь и консультацию [5]. В сказке всегда Добро побеждает Зло. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоциональночувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Педагоги и психологи в своей практике использует несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, групповое сочинение сказки, решение сказочных задач, рисование сказки, рисование и постановка сказки на песке, театрализованная постановка сказки с использованием кукол и ширмы.

Для достижения положительных результатов в реабилитационной работе важно использовать сочетание всех вариантов работы со сказкой. Рассказывание сказки способствует положительно воздействует на психику ребенка, дети знакомятся с понятиями «добра» и «зла», познаю новое. Сказка подбирается в соответствии с возрастом ребенка, особенностями характера [6]. Для решения задач, связанных с неблагоприятным климатом в группе, раскрепощения детей, отличным способом, является коллективная работа. Сочинение сказки дает полную свободу детской фантазии, создает благоприятный климат в коллективе, развивает коммуникативные навыки детей. После прослушивания или сочинения сказки, ее лучше зафиксировать, или нарисовать. Нарисовать сказку можно как на листе бумаги, так и в песочнице.

Данный вариант работы со сказкой развивает воображение, мелкую моторику, способствует успешному закреплению результатов сказкотерапии. Во время театрализованных постановок сказок, дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, они могут «примерять» на себя различные роли, учатся сопереживать. Даже самый застенчивый ребенок, прячась за ширмой раскрывается, входит в роль и не боится проявить себя. [5] Сказкотерапия напрямую связана с методом куклотерапии.

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Таким образом, если ребенку подобрать соответствующие игрушки, у него появляется возможность выразить свои чувства [5]. Отличный вариант работы со сказкой — это изготовление куклы. Любое изготовление куклы — это своего рода релаксация, когда ребенок погружен в творческий процесс он расслаблен и умиротворен. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, улучшается концентрация внимания.

ПРОГРАММА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ социозащитного учреждения.

Поиск эффективных форм психолого-педагогической помощи ребенку социозащитного учреждения привел нас к арт-терапии и иным видам терапии искусством, экспрессивной терапии. Учитывая положительный опыт использования арт-терапии (Баенская Е. Р., Evans, 1995; Evans and Dubowski, 2001) в работе с детьми, подростками и взрослыми, характеризующимися дефицитом эмоционально-коммуникативных способностей, для активизации коммуникативного поведения детей – сирот мы использовали арт-терапевтические средства и технологии. Задавшись целью изучения возможностей арт-терапевтических техник в системе психолого-педагогической помощи ребенку, мы предположили, что использование таких техник будет способствовать развитию эмоционально-коммуникативных и эмоционально-регулятивных навыков у таких детей и повышению эффективности психологопедагогической помощи.

В арт-терапии с разными контингентами, наряду с традиционными изобразительными техниками и материалами, нередко используются нетрадиционные. К ним, в частности, относят разные виды доизобразительной деятельности, использующие различные манипуляции с художественными материалами и позволяющие клиентам проявить больше спонтанности и расширить свой опыт сенсорного контакта со средой. Это может быть связано как с самостоятельными творческими проявлениями и исследовательской активностью участников занятий в процессе недирективной терапии, так и стремлением специалиста помочь клиенту найти более подходящий способ художественной экспрессии, предлагая ему тот или иной материал и разные варианты его использования. При работе с детьми – сиротами использование нетрадиционных изобразительных техник и материалов нередко отражает характерные для таких детей особые изобразительные паттерны и может быть продиктовано необходимостью расширения диапазона их реагирования, повышения мотивации ребенка к изодеятельности, стимулирования спонтанности и иными тактическими и стратегическими задачами арт-терапии. Используя такие техники, специалист обращает особое внимание на реакции клиента, как на сам материал, так и присутствующего рядом специалиста, и старается поддерживать оптимальную для клиента физическую и эмоциональную дистанцию.

В ходе нашей работы использовались такие нетрадиционные изобразительные техники, как: рисование на мокрой бумаге, кляксография, техника марания (разбрызгивания красок, рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др., рисование пластилином. В качестве средств рисования использовались: кисточки, губки, пробки, ладошки. Большое значение придавалось музыке, используемой в качестве звукового сопровождения изобразительной деятельности детей. Рисование сыпучими материалами (например, листьями). Педагог-психолог самостоятельно или рукой ребенка наносит клеем на лист бумаги рисунок. Затем сухие листья растираются в ладошках на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком, остатки стряхиваются. Подобным образом использовались песок, крупы и другие сыпучие материалы. Техника марания (разбрызгивания красок). Получаемые изображения не структурированы, отсутствует сюжет. Детям очень нравится это способ рисования, так как разрешено брызгаться, «пачкать» лист красками. Рисование на мокрой бумаге. Необычная работа может получиться, если ее выполнить на листе бумаги заранее смоченном пульверизатором. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски. Рисование пластилином. Лепка из пластилина. Пластилином можно создавать различные изображения и раскрашивать заранее нарисованные эскизы. Это трудоемкая техника приучает к усидчивости и умению сосредоточить внимание. В процессе лепки развивается мелкая моторика, благодаря раскатыванию пластилина в «шарики», «колбаски», сплющиванию «лепешки», вытягиванию пластилина, соединения двух деталей вместе и т. д. Кляксография — выдувание краски через соломинку. С помощью этой техники можно создавать очень необычные изображения. Для начала необходимо кисточку

обмакнуть в краску и набрызгать на лист бумаги, затем детям предлагается дуть через трубочку на эти капли красок, чтоб получилась клякса. Рисование пальцами или ладошками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У всех участников программы в большей или меньшей степени отмечена динамика в развитии навыков коммуникативного поведения. Из-за незначительных сроков программы достигнутые эффекты отражают некоторые наметившиеся положительные тенденции, позволяющие ребенку более спешно развивать свои эмоционально-коммуникативные навыки. В то же время, требуется продолжение работы, необходимое для закрепления и расширения полученных эффектов. Таким образом можно признать полезность занятий арттерапией с детьми социозащитных учреждений. Дети адаптируются к присутствию другого человека, допускают большую близость в отношениях с ним, иногда даже позволяя ему дотрагиваться до себя и обучать, используя прием «рука в руке». С помощью рисунка дети также сообщают специалисту, что их тревожит, дают ему возможность своевременно отреагировать на их «просьбы о помощи».

Опираясь на успешный опыт отечественных специалистов (Баенской Е. Р., Либлинг М. М., Никольской О. С., а также личную практику и опыт воспитания ребенка - сироты одним из авторов статьи, специфику работы с таким ребенком в целом можно представить следующим образом: • повышенное внимание специалиста к реакциям ребенка на его присутствие; поддержание оптимальной физической и психологической дистанции в отношениях с ребенком; отслеживание самочувствия ребенка, правильное «прочтение» сигналов аутостимуляции и аутоагрессии; • оценка уровня помощи, необходимой ребенку, и дозирование ее; • пошаговая система обучения (при этом количество шагов индивидуально, характеризующаяся использованием на начальном этапе преимущественно сенсорных воздействий и манипуляций, связанных с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками, с постепенным переходом к созданию боле оформленной изобразительной продукции; • многократное повторение;

При этом необходимо придерживаться принципов: • согласованность в работе и специалистов (педагога, воспитателя, психолога); • настойчивость; • терпение; • ориентация на успех; • положительная обратная связь при наличии даже минимальных положительных изменений, касающихся эмоционально-коммуникативных проявлений ребенка. Отдельно хотелось бы отметить, что с такими детьми требуется системная работа, включающая не только работу с ребенком, но и с его семьей. Клинические исследования свидетельствует о высокой терапевтической эффективности системно ориентированных педагогиеских подходов (Эйдемиллер Э. Г., Медведев С. Э., 2012). Описание работы с родителями наших подопечных, которая велась параллельно, в статье мы опускаем, поскольку это требует отдельного обобщения, анализа.

Навыки, приобретенные в процессе арт-терапии, после ее завершения помогают ребенку справляться с трудностями, жить в гармонии с собой и миром. Воспитание здоровой личности — основная задача семьи и общества, ведь дети— это наше будущее. Вся работа педагогов направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала, здесь есть возможность для каждого ребенка проявить себя, научиться сопереживать, научиться справляться с различными жизненными ситуациями.

Литература:

1. Федеральный закон от 28 января 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2. ГОСТ Р 52883–2007. «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб. : Речь, 2010. — 340 с.

4. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. — М. : АРКИ, 2016. — 112 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб. : Речь, 2006. — 310 с.

6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. — 15-е. — Академический проект, 2018.—201 c.

7. Баенская Е. Р. (2008). Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с детьми // Дефектология, № 4.

8. Копытин А. И. (2013). Возможности арт-терапии в работе с детьми и подростками // Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам (под ред. А. И. Копытина, С. 5–17. М: Когито-Центр.

9 Ричард Д., Мур В., Джой С. (2016) Распознавание эмоций: проверка вмешательства в работе с детьми - сиротами // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. Том 19, № 2, С. 21–35.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Одному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учрежденийОдному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванова СветИвановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 02:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД