МААМ-картинки

Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности

Евгения Секретова
Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности

Естественно-научная грамотность - это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Дети дошкольного возраста-это исследователи окружающего мира, в которых заложена жажда познания, любознательность,стремления к открытиям.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую, игровую и проектную деятельность.

Публикация «Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности» размещена в разделах

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Прежде чем начать экспериментальную деятельность, мы с детьми провели очень много наблюдений за живой и неживой природой. В наблюдении за неживой природой, объектами познания были: вода, воздух, песок, глина, камни.

Явления природы, их особенности в разные времена года : сезонные изменения в неживой природе: изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т. д.)

Дети знакомились с тайнами природы, проявляли интерес к жизни растений, слушали пение птиц, учились наслаждаться запахом цветущих трав, любоваться красотой природы.

Чтобы ближе познакомиться с миром природы была проведена квест-игра «Путешествие в страну насекомых».

Цель ее проведения :Формирование у детей представлений о

многообразии насекомых.

Задачи : воспитывать заботливое отношение к окружающей среде, развиваем память, мышление.

Умение устанавливать причинно-следственные связи,рассуждать и делать выводы. Развивать двигательные навыки и общую моторику.

Такие игры мы проводим в течении всего года,задействуем Эко-тропу на прогулке, двигательную активность на спортивной площадке, и во всех пространствах нашего сада.

В нашей группе большое количество дидактических игр по формированию предпосылок естественно-научной грамотности : это и различные лото

,«Лото животные», «Лото растения и кустарники», «Лото рыбы, птицы, звери» и

т. д. Дид. игра «Воздух,земля, вода», «Растения родного края», «Изучаем страны»,

«Четвёртый лишний». Дидактическая игра «Океаны, моря, реки, озёра» формирует

представления о целостной картине мира.

Большую роль в формировании предпосылок естественно-научной грамотности играет проектная деятельность, так как при проведении проекта задействованы все виды деятельности.

Социально-коммуникативное –это общение между ребятами на протяжении всего проекта, помощь и наставничество.

Речевое развитие - это умение последовательно и правильно выражать свои мысли. Познавательное - развивать интерес к познанию нового и еще неизведанного.

Художественно-эстетическое – это развитее восприятие и понимание картины природы в целом и ее изменений. Физическое – важная составляющая развития ребенка,его координации, моторики и пространственных представлений.

Гармоничное развитие ребенка включает равномерное развитие всех областей.

Проект «Синичкин день», закрепил знания детей о том, какие птицы живут в родном краю, чем они отличаются, как мы можем помочь птицам пережить зиму,

Проект «Вулканы» помог детям понять, почему вулканы - это грозные явления.

У детей появилось представление о действующих и потухших вулканах, сформировались понятия : магма,лава, кратер.

Проект “Живая вода”. Актуальности проекта : Катастрофическое ухудшение экологической обстановки требуют от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства.

Для освоения детьми закономерностей окружающего мира в нашей группе организован уголок «Экспериментов». Здесь хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы. Также разработаны схемы для детей и педагогов по проведению опытов, создана картотека опытов и правила поведения при выполнений экспериментов.

Дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить всю суть сложнейших природных процессов и явлений.

В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха. Дети познакомились наглядно с извержением вулкана. Участвовали всей семьей в изготовлении макета и устроили соревнования. Это вызвало огромный интерес и радость от результата.

Участвовали в выращивании кристаллов, увидели разные явления, что такое свет и тень, проращивали семена, узнали,что быстрее тает рыхлый снег или лед. Проводя опыты с водой, почвой, растениями дети поняли причинно-следственные связи, высказывали суждения, научились фиксировать этапы и результаты исследований. Благодаря исследовательской деятельности,дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем.

Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды целостного и гармоничного развития и повышают познавательную активность детей.

Проект «Синичкин день»

Проект «Вулканы»

Подготовка к занимательному эксперименту

Выращивание «Кристалов»

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Библиотека изображений:

Публикация Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Секретова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности
Опубликовано: 27 января 2024 в 15:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД