Папки-передвижки

Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте

Мария Воинова Васильева
Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Публикация «Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования - это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события).

В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий.

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине.

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество.

У детей наблюдаются основные нарушения повествовательности изложения:

- пропуск предложений или даже частей текста;

- перестановка предложений и частей текста;

- смещение рядов последовательности; (когда ребенок начинает рассказ об одном, потом о другом и снова возвращается к предыдущему)

- внедрение в структуру текста описание событий к нему не относящихся.

Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жё сткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребёнка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.

У детей 3-4 лет выявляются трудности при описании профессий людей, животных, частей тела, времени года. Для того чтоб ребенок последовательно составил описательный текст Т. А. Ткаченко предлагает карты-схемы.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения. В место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич, сестрица Алёнушка, Снегурушка, а вместо животного предложить сказочный персонаж (Колобок, Мышка-норушка, Серый Волк).

Другим заданием, где используется символика для составления описательных текстов в данном виде деятельности, является сенсорно-графическая схема.

Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми, придумать несложные символические обозначения.

Таким образом, развитие речи младших дошкольников это сложный и длительный процесс, который требует систематичной работы как педагогов, так и родителей. Необходимо научить ребенка как повествованию, так и описанию, рассуждению. Важно научить дошкольников не только задавать вопросы, но и отвечать на них. Развитие речи детей происходит постепенно и большую роль играет окружающий их мир. Объекты природы, явления окружающей действительности являются двигательной силой речевого развития. В процессе ознакомления с окружающим миром развивается и обогащается словарный запас детей, формируются природоведческие понятия и представления, развивается связная речь.

Публикации по теме:

Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте» Игра «Семья» Цели и задачи: Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли,.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Капризы и упрямство в дошкольном возрасте. Способы их преодоления Упрямство – выражается в необоснованном противодействии просьбам, требованиям других. Это вид непослушания, для которого нет видимых причин.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Предметно-пространственная среда как средство формирования представлений о разных способах передачи информации Основное направление работы при конструировании образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Словесные игры в дошкольном возрасте Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях.

Спортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрастеСпортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрасте Цель:формирование представления об одном из главных праздников страны – Дня защитников Отечества. Задачи:1. Формировать представление.

Консультация для родителей «Воровство в дошкольном возрасте» Воровство в дошкольном возрасте Ошибка ребенка — это родительская ошибка подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М. Как уже не раз говорилось,.

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 08:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы передачи речевой информации в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Мария Воинова Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД