МААМ-картинки

Способы неконфликтного общения с детьми

Ольга Григорьева
Способы неконфликтного общения с детьми

Способы неконфликтного общения взрослого с детьми

Нередко возникают ситуации, в которых проблема принадлежит взрослому. Например, взрослый устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой. Он хочет посидеть в тишине, а ребёнок шумно играет. Взрослый испытывает дискомфорт. Когда проблема принадлежит взрослому, он может:

- попытаться непосредственно повлиять на ребёнка;

- попытаться повлиять на самого себя;

- попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности).

Публикация «Способы неконфликтного общения с детьми» размещена в разделах

Взрослый может повлиять на ребёнка, не создав при этом конфликтной ситуации». Существует две формы обращения к другому человеку: ты-сообщения и я- сообщения. Как правило, «Ты»-сообщения нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый. В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. («Ты всегда оставляешь беспорядок в комнате», «Ты никогда не одеваешься самостоятельно», «Прекрати это делать»). По сути, каждое «ТЫ»-сообщение содержит выпад, обвинение или критику ребёнка.

«Я»-высказывания являются более эффективным способом в плане влияния на поведение ребёнка, которое взрослый не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми.

Нарисуем схему сообщений для взрослого, который устал и не хочет играть со своим сынишкой.

Ты-сообщение.

Взрослый устал – «Ты меня утомил. Ты что не можешь посидеть хоть немного тихо(шифр) – процесс расшифровки «Я плохой» (реакция ребёнка).

Я-сообщение.

Взрослый устал – «Я очень устал. Мне хотелось бы, чтобы в комнате было тихо. Пожалуйста, играй тише». Процесс расшифровки «Папа устал» (реакция ребёнка).

В «Я»-сообщениях делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших («Я чувствую усталость, когда громко кричат»). Вы говорите от первого лица, о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Я»-сообщение – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях.

«Я»-высказывания составляются из четырё х частей:

• Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».

• Точное называние своих чувств, испытываемых в этой ситуации: «Я чувствую…».

• Предпочитаемый вами исход («Мне хотелось, чтобы…», «Я был бы рад…»).

• Просьба («Пожалуйста)

Например, ребёнок залез на высокое дерево (забор, лестницу). Взрослый: «Саша, когда я вижу, что дети залезают так высоко, я волнуюсь. Мне хотелось бы, чтобы этого не было. Пожалуйста, не залезай так высоко». Такую фразу можно произнести вместо фразы: «Ты опять залез на лестницу. Чтобы я этого больше не видела».

В общении может быть использована не полная форма «Я»-высказывания, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто сегодня будет убирать игрушки», «Когда я вижу грязные руки, мне становится неприятно»). Первоочередная цель «Я»-высказывания – не заставить кого-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.

«Я»-высказывание имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты»-высказыванием.

- Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.

- «Я»-высказывание даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», который стараемся поддержать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же -делает взрослого ближе, человечнее.

- Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. Дети берут пример с взрослого. Вместо «Дай мне!», «Хочу!», говорят «Мне хочется», «Я не могу больше ждать».

- Высказывая своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

Научиться посылать «Я»-высказывания непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я»-высказывания, взрослые заканчивают «Ты»-высказыванием. Например: «Меня расстраивает это твоё хныканье». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределённые местоимения, обобщающие слова. Например: «Меня расстраивает, когда дети хнычут».

Первоочередная цель «Я»-высказывания – не заставить кого-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. «Я»-высказывание позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме. «Я»-высказывание даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.

Высказывая своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания. Доброжелательный невербальный контакт формирует у ребёнка чувство защищённости, помогает развивать уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье» Консультация для родителей Особенности общения с детьми в семье Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность.

Консультация для родителей «Построение развивающего общения с детьми» Основные принципы построения развивающего общения с детьми 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии,.

Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возрастаНетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста Малыши раннего возраста с удовольствием берутся за кисть и карандаши. Мелкая моторика еще недостаточно развита. В 2-3 года ребенок может.

Организация педагогического общения с детьми дошкольного возраста Основу взаимодействия с социально-педагогической точки зрения составляет личностный подход, ориентированный на развитие личности воспитанника,.

Принципы общения с проблемными детьми. За внешним непослушанием ребенка стоит скрытое желание быть понятым! 1. Поведение - Нарочитое непослушание. Психологический мотив - Я хочу.

Психология общения воспитателя с детьми Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми.

Семинар для воспитателей «Стили общения родителей с детьми» "Стили общения родителей с детьми" Старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34» Шевченко Е. Ю. I часть. Теоретическая. Не так много истин.

Способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Предлагайте игры и ситуации.

Способы эффективного общения взрослых с детьми Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы неконфликтного общения с детьми
Опубликовано: 11 января 2018 в 16:35
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы неконфликтного общения с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Григорьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД