Лучший педагог года

Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников

А А Кайшенова
Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников

В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостное систематическое влияние на формирование гражданско-правовой позиции старшеклассников. Гражданско-правовое воспитание старшеклассников - это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств.

Публикация «Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников» размещена в разделах

С. В. Басюк выявила педагогическую сущность понятия «гражданско-правовая позиция старших школьников». С ее точки зрения, гражданско-правовая позиция старшеклассников – это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний в гражданско-правовой области; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик старшеклассников, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в складывающемся гражданском обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения других людей [1].

С точки зрения В. В. Буткевича, центральным звеном в процессе гражданско-правового воспитания является работа с ценностями юношей и девушек. Это требует решения, как минимум, двух задач:

а) предъявление в эмоционально насыщенной форме позитивных ценностей (на психологическом уровне для такой задачи базовым является включение школьников в привлекательную, значимую совместную деятельность, соответствующую желательным ценностям);

б) создание условий для личностного самоопределения, выбора в поле этих ценностей (для решения этой задачи более существенным являются проблематизация и совместный анализ в эмоционально окрашенных формах целей и ценностей деятельности и социума) [3].

По мнению С. В. Басюк, максимальная эффективность процесса гражданско-правового воспитания у старшеклассников обеспечивается за счет последовательной и системной активизации специально организованного гуманитарного знания как компонента системы общего образования. По мнению автора, оптимальная методика воспитания гражданско-правовой позиции старшеклассников в ходе активизации гуманитарного знания является комплексом педагогических средств, включающим в себя специально подобранные методы, приемы, упражнения, коммуникативные задачи-ситуации, игры [2].

Л. М. Волкова выделила следующие средства гражданско-правового воспитания старшеклассников :

• моделирование школьного сообщества как демократического государства;

• освоение учащимися и учителями основных элементов технологии создания правового пространства школы, вовлечение их в создание и принятие норм внутришкольной жизни (школьных законов);

• создание образовательных ситуаций, побуждающих школьников и учителей к проектированию, конструированию и функционированию правового пространства школы;

• инициация создания школьных законов и процедуры их подготовки, обсуждения и принятия;

• выборы школьного соуправления и организация его эффективного функционирования вплоть до создания школьного правового пространства;

• использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;

• моделирование, создание и использование ситуаций, побуждающих педагогов и учеников обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними [4].

Важное значение в реализации задач гражданско-правового образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса [5].

Таким образом, максимальная эффективность процесса гражданско-правового воспитания у старшеклассников обеспечивается за счет последовательной и системной активизации специально организованного гуманитарного знания как компонента системы общего образования, моделирования, создания и использования ситуаций, побуждающих педагогов и учеников обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними на базе образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Басюк, C.B. Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника [Текст]/ C.B. Басюк // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 197-206.

2. Басюк, C.B. Гражданско-правовая позиция личности старшего школьника к объект педагогического исследования [Текст] /C.B. Басюк // Искусство и о разование. - 2009. - № 8. - С. 17-22.

3. Буткевич, В. В. Мое Отечество: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования [Текст]/ В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 223 с.

4. Волкова, Л. М. Гражданская культура школьника : классные часы и родительские собрания Текст / Л. М. Волкова. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 128с.

5. Казаева, Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания [Текст]/ Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 154-163.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Гражданско-патриотический час «Мы живем в России» Гражданско- патриотический час «Мы живем в России» Россия! Встань и Возвышайся! А. С. Пушкин Цель: - Расширить представления воспитанников.

Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности «Архитектура»Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности «Архитектура» Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению» Меня отец, да мать назначили маршировать, так писал в 19 в. знаменитый.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Речевые кубики для правового воспитания дошкольниковРечевые кубики для правового воспитания дошкольников Сегодня в работе воспитатели все чаще и чаще используют речевые кубики. Их можно купить, можно изготовить самостоятельно. Данное пособие.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:

Публикация Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем А А Кайшенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников
Опубликовано: 19 января 2023 в 06:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД