Лучший педагог года

Спортизация физического воспитания: «за» и «против» (программа «Играйте на здоровье»)

татьяна курилова
Спортизация физического воспитания: «за» и «против» (программа «Играйте на здоровье»)

Тенденции современного этапа модернизации государственной политики в области экономического и социального развития российского общества не могли не отразиться на изменениях в системе образования подрастающего поколения, в том числе, детей дошкольного возраста.

Уже никого не шокируют сведения о постоянном снижении уровня здоровья и физической подготовленности детей в дошкольном возрасте

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999, свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Публикация «Спортизация физического воспитания: „за“ и „против“ (программа „Играйте на здоровье“)» размещена в разделах

По данным М. Руновой (2000, двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось:

60% детей имеют функциональные отклонения

35-40%-хронические заболевания. ].

Как считают ученые и специалисты обусловлено это прежде всего экологическими факторами, не эффективным медицинским обслуживанием населения, низким уровнем жизни населения, финансовым кризисом, как в экономике страны, так и в системе образования, недостаток высококвалифицированных кадров в дошкольных организациях и недостаточным количеством целесообразных методик и технологий физкультурного воспитания детей.

Одним из эффективных путей оптимизации физического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации является его спортизация, которая направлена на активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе.

Если обратиться к работам Л. И. Лубышевой, посвященных спортизации, то можно отметить, что спортизация не только позволяет повысить уровень физической подготовленности детей и улучшить состояние их здоровья, но и способствует приобщению детей к ценностям спортивной культуры, повышению степени образованности и компетентности в сфере спорта, формированию спортивного стиля жизни.

На основе содержательной многолетней экспериментальной работы дошкольных учреждений Белгородчины, под руководством доктора педагогических наук, профессора Волошиной Л. Н. создана спортизированная программа и технология "Играйте на здоровье". Ее методологической основой является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, согласно которому игра является ведущим видом деятельности дошкольника, что соответствует требованиям ФГОС.

Программа и технология "Играйте на здоровье" направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях : на занятиях по физической культуре; физкультурно-массовых мероприятиях, спортивных секциях. (На занятиях физической культурой происходит обучение элементам спортивных игр, организуются соревнования и тренировки; в процессе физкультурно-массовых мероприятий проводятся спортивные развлечения, малые Олимпийские игры, дни здоровья и спортивные праздники; спортивная секция по баскетболу)

В качестве основных задач спортизации физического воспитания детей в программе определены следующие:

- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- содействие развитию двигательных способностей;

- формирование теоретических знаний в области спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств;

- формирование привычек здорового образа жизни

Руководствуясь принципом взаимосвязи деятельностей в процессе обучения, мы обеспечили единство целей, задач, организационных форм, средств и методов обучения и содержания программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения играм с элементами спорта, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.

Впервые на основе диагностики, с учетом природно-климатических условий средней полосы России разработана система обучения элементам спортивных игр, в основу которой положено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, наряду с перечнем двигательных действий в определенном объеме приводятся знания о спортивных играх и упражнениях.

Структурно-функциональная модель программы

Структурно-функциональная модель программы представлена в схеме

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО РАЗДЕЛУ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Старшая группа

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Подготовительная группа

УСЛОВИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

С О Д Е Р Ж А Н И Е О Б У Ч Е Н И Я

ОФП и СФП МОРАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е

П О В Т О Р Н А Я Д И А Г Н О С Т И К А

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Каждый раздел программы начинается с диагностики (оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых в обучении результатов).

Недостаточная эффективность реализации поставленных в современных программах задач по обучению дошкольников играм с элементами спорта объясняется отсутствием процессуальных блоков, обусловливающих их решение.

Поэтому в содержание обучения мы выделили блоки ОФП и СФП, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ, МОРАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Параллельно с разработкой и апробацией программы мы готовили и методические рекомендации по ее осуществлению.

Программа и методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка: в них включен перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации каждого раздела программы; определены состав и характеристика практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 3-7 лет, методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей ребенка. Безусловно, данный перечень может быть изменен, дополнен, однако, по нашему мнению, он, достаточно полно отражает уровень физического развития, необходимый и доступный для детей.

Структурно-функциональная модель программы «Играйте на здоровье», разработанная для детей старшего дошкольного возраста может быть использована и в младших группах. Однако в содержании обучения младших дошкольников не целесообразно выделять блоки ОФП, СФП, теоретической, технико-тактической и морально-волевой подготовки, так как сама структура спортивных игр в этом возрасте не изучается. Содержание обучения младших дошкольников строится на адаптированных играх с элементами спорта.

Программа состоит из 8 разделов с указанием примерных сроков их реализации:

1. Футбол

2. Теннис

3. Хоккей

4. Санки

5. Лыжи

6. Городки

7. Баскетбол

8. Бадминтон

В программе предложены задания, тесты для оценки уровня физической подготовленности по каждому виду спортивных игр и упражнений. Контрольные нормативы не предлагаются, т. к. позиция авторов программы заключается в том, чтобы оценивать результаты деятельности ребенка в сравнении с его собственными достижениями. Если есть улучшение результатов - значит, программа реализуется эффективно.

В каждый из 8 разделов программы и методических рекомендаций включен блок "Теоретическая подготовка", в котором определяются темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне, а именно: история возникновения игр, национальное отношение к играм с элементами спорта, достижения и успехи России, местных спортсменов в данной области спорта. Включается познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку, почему игра называется так или иначе, из каких материалов изготовлен инвентарь для игр? Планируют беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах.

Занятия по программе проводятся как на открытом воздухе, так и в спортивном зале в игровой форме 2-3 раза в неделю в соответствии с графиком, планом и погодными условиями. Каждый педагог из предложенного многообразия заданий может выбрать задания, адекватные потенциальным возможностям детей.

Наличие перспективного плана по каждому разделу программы «Играйте на здоровье» и по каждой возрастной группе обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия.

На наш взгляд, очень важно побудить детей к ежедневному, самостоятельному использованию разученных игр и игровых упражнений.

В качестве параметров успешности реализации спортизированной программы и технологии "Играйте на здоровье" кроме актуализации достижений, знаний и опыта в освоении игр с элементами спорта мы можем отметить положительную динамику двигательного развития детей

Ежегодный мониторинг уровня физической подготовленности воспитанников детского сада свидетельствует о положительной динамике качественных и количественных показателей двигательных умений и навыков. Полученные при тестировании данные развития физических качеств в сравнении с параметрами предложенными программой «Истоки»/ Т. И. Арнаутова, Т. В. Антонова и др., научный редактор Л. А. Парамонова и др. / показали, что данные теста бег на 10 м с хода у 92,1 % детей соответствует норме, бросок набивного мяча у 98,9%, подбрасывание мяча у 94,3%, прыжок в длину с места у 89,5% детей.

Согласно шкале оценок темпов прироста двигательных способностей детей дошкольного возраста мы имеем все показатели выше 15% уровня, что соответствует оценке «отлично» и свидетельствует об эффективном использовании физических упражнений (в данном случае – игр с элементами спорта, а также целенаправленной системы физического воспитания в ДОУ.

Для оценки темпов прироста показателей тестирования нами была использовании формула, предложенная доктором педагогических наук В. И. Усаковым

W = 100 (V2 – V1)

(V1 + V2,

где W – прирост показателей в %;

V1 – исходный уровень;

V2 – конечный уровень.

Таким образом, анализ результатов тестирования позволяет нам положительно оценить динамику развития двигательных способностей детей, отметить комплексное воздействие спортизированной программы на развитие координационных, скоростно-силовых способностей, выносливости.

Прогнозируя критерии успешности программы, мы учли и факторы риска, к которым отнесли:

- проблемы с эмоциональным благополучием детей в ситуации неуспеха, а они могут возникнуть в играх с элементами соревнования;

- высокие психические нагрузки, связанные с усвоением сложнокоординированных действий в игровых ситуациях;

- высокую травмоопасность отдельных игр с элементами спорта, где есть соприкосновение игроков;

- определение оптимальности физических нагрузок, так как гиперкинезия может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы;

- условия сочетания предложенной системы коллективных игр и индивидуальности ребенка.

Ниже приводим ряд рекомендаций, как нейтрализовать факторы риска.

В целом у нас есть основание считать, что программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемый материал учитывает особенность психомоторного развития старших дошкольников, реальный уровень их физической подготовленности. С учетом сил и интересов ребенка педагогом для выбора и творческого использования предлагаются разнообразные игры с элементами спорта. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Обогащение двигательного опыта детей элементами спортивных игр создает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.

На основании вышеизложенного мы можем представить программу как целостную теоретико - методологическую систему, основанную на личностно - деятельном подходе, направленную на гармоническое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Таким образом, спортизация физического воспитания через организацию системы обучения элементам спортивных игр, в основу которой положено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, двигательных действий, формирование знаний в области спортивных игр и упражнений позволяет оптимизировать процесс формирования спортивной культуры личности ребенка на ранних возрастных этапах.

Публикации по теме:

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!»Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!» Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья; воспитывать.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Играйте с детьми» Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие. Дети подражают родителям.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:

Публикация Спортизация физического воспитания: «за» и «против» (программа «Играйте на здоровье») (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татьяна курилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Спортизация физического воспитания: «за» и «против» (программа «Играйте на здоровье»)
Опубликовано: 27 июня 2023 в 11:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД