Папки-передвижки

Спектакли театра кукол для дошкольников. Новые возможности в цифровую эпоху (6 фото)

Держак Наталья
Спектакли театра кукол для дошкольников. Новые возможности в цифровую эпоху

Спектакли театра кукол для детей от 2 до 7 лет.

Новые возможности в цифровую эпоху.

Аннотация: В статье автор подводит итоги многолетнего использования информационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения. Более подробно рассматривается организация театра кукол для детей от 2 до 7 лет, практика применения музыкальных сказок в кукольных спектаклях. Описывается возможная тематика, особенности сценария, музыкального оформления кукольного представления. В качестве новых возможностей предлагается использовать процесс цифровой записи звука, в том числе силами воспитанников детского сада.

Публикация «Спектакли театра кукол для дошкольников, Новые возможности в цифровую эпоху» размещена в разделах

Ключевые слова: информационные технологии, аудиоредактор, кукольные спектакли, звукозапись, озвучивание персонажей.

Использованием информационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада давно никого не удивишь. В нашем дошкольном учреждении цифровая эпоха началась в далеком 2008 году, помогая оформлять и систематизировать рабочую документацию, разрабатывать презентации, дидактические игры и наглядные пособия. ]. С появлением в детском саду лицензионной программы для видеомонтажа, праздничные мероприятия стали записываться на видео и храниться в электронном архиве. На занятиях, утренниках, развлечениях и вечерних досугах включались видеосюрпризы от сказочных героев, смонтированные в стенах дошкольного учреждения. Слушание – восприятие музыки во время НОД (непосредственной образовательной деятельности) дополнялось тематическими видеосюжетами. Познавательные фильмы о композиторах, о значимых датах, выпущенные в детском саду, расширяли кругозор ребят. Наша многолетняя практика показывает, что оснащенный звуковой картой, колонками, микрофоном…синтезатором, компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в студию звукозаписи, фонотеку, издательскую систему, тренажер для исполнителя, информационный центр [1,с. 20]. Запись «живого» звука дала «возможность не только производить прожиг сольных дисков в стенах дошкольного учреждения, но даже транслировать записи детского исполнительства в радиоэфирах [2,с. 13]». Цифровые технологии нашли свое применение в работе по развитию музыкального восприятия у дошкольников : в организации виртуальных экскурсий на концерты симфонических оркестров, получении информации о тембрах различных музыкальных инструментов, возможности услышать один и тот же шедевр в вариативном исполнении. Благодаря развитию информационных технологий, мы создаем продукт синтеза музыкального искусства и литературного творчества – музыкальные сказки. Они являются уникальным инструментом для формирования гармоничной личности ребенка и получают свое продолжение в спектаклях кукольного театра.

Кукольный театр для дошкольников имеет некоторые преимущества перед театром, в котором выступают профессиональные актеры. Малыши нередко боятся сказочных персонажей в исполнении взрослых, но спокойно смотрят на игрушки в кукольном театре. Куклы би-ба-бо, небольшая ширма в человеческий рост, яркие, но не громоздкие декорации - наш выбор для юного зрителя. Кукольные спектакли привлекают малышей своей яркостью, красочностью и динамикой сказочного сюжета.

Спектакли театра кукол для дошкольников. Новые возможности в цифровую эпоху

В. А. Сухомлинский отмечает: «Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи [5, с. 36]». Он пишет: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости [5, с. 154]». В кукольном театре дети встречают любимые игрушки, которые заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

Фото №1 Театрализованная деятельность театра кукол для детей от до лет

Условность, к которой дошкольники привыкли в своих играх, помогает им не замечать несовершенные жесты кукол.

Фото №2 Новые возможности в цифровую эпоху

Наши кукольные спектакли для детей от 2 до 7 лет не простые - они музыкальные. Современное программное обеспечение позволяет нам записывать музыку и художественный текст от лица героев сюжета в аудиоредакторе, работать со стереоэффетами, миксовать, редактировать аудиотреки - выполнять сведение, мастеринг звука и оформлять музыкальную сказку в цифровом формате.

Сюжетные линии наших кукольных представлений на основе русского фольклора, произведений известных сказочников или современных детских авторов представлены разнообразными тематиками : воспитание чувств, этикет для малышей, развитие эмоциональной отзывчивости и т. п.

Закрепить знания детей об опасности огня, причинах пожаров, получить сведения о правилах первых действий при пожаре помогают кукольные спектакли «Пожар в лесу», «Спички не тронь, в спичках - огонь!».

Фото №3 Аннотация В статье автор подводит итоги многолетнего использования информационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Знакомству с дорожными знаками, правилами дорожного движения способствуют музыкальные сказки «Уроки о дороге», «Красный, жёлтый, зелёный». Навыкам здорового образа жизни, сохранению и приумножению знаний детей о растительном и животном мире, необходимости беречь природу и заботиться о ней учат театры «Лесная аптека», «Как доброта природу сберегла», «Азбука здоровья». Театрально - музыкальные постановки «Уроки вежливости», «Как Антошка сам себя проучил» расскажут про этикет, помогут привить малышам хорошие манеры, правила поведения в обществе. Большой воспитательный эффект имеют музыкальные спектакли «Без друзей не проживешь!», «Лучше мамы не найти!», «Подушка для солнышка».

Фото №4 Более подробно рассматривается организация

Погрузившись в кукольный мир музыкальных сказок «Как волк с лисой колядовали», «Гуси-лебеди», «Змей Горыныч и волшебная рубашка Ивана», "Зимняя сказка" можно познакомиться с русским фольклором, устным народным творчеством, закрепить знания о традициях, обрядах на Руси.

Фото №5 Театрализованная деятельность

Помочь адаптироваться в детском саду вновь прибывшим малышам, получить знания о буквах и цифрах – цель театральных постановок «Я шагаю в детский сад», «Вовка в тридевятом царстве» и «Учиться надо весело!».

Особое место в наших кукольных спектаклях занимает музыка. Это может быть музыкальный материал, уже знакомый детям (программные произведения, предварительно разученные на занятиях, мелодии из любимых мультфильмов, отрывки из современных детских песен, народные мотивы и традиционная классика. Часто дети во время спектакля подпевают знакомые песни. Это нисколько не мешает восприятию. Наоборот, они не замечают усталости. Для каждого спектакля подбирается характерное музыкальное сопровождение каждого героя и уникальные спецэффекты (звуки природы, звук шагов, крики животных, выстрелы, скрип дверей, городской шум и прочее).

Оптимальная продолжительность кукольных спектаклей для детей дошкольного возраста - 25- 30 минут. Главной задачей для детей от 2-х до 4-х лет является получение целостного восприятия, которое в дальнейшем поможет развиться эмоциональной отзывчивости, тонкому музыкальному и художественному вкусу. Ребятишек младшего возраста мы приглашаем посетить театр с мамой. В нашем детском саду такие мероприятия практикуются на вечерних семейных досугах. Во время кукольного представления ребятам бывает трудно длительно оставаться в роли зрителей, им хочется активно действовать. Поэтому в каждый сказочный сценарий мы обязательно включаем интеллектуальные игры, благодаря которым расширяется кругозор, совершенствуется слуховое и зрительное внимание, развивается мышление, фантазия и воображение дошкольников. Материалами для них могут служить загадки, рифмованные задачки, известные ребятам пословицы, поговорки, стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, а так же тематические вопросы: «Помогай - отгадай!», «Подскажи - расскажи», «Кто пасется на лугу», «Хорошо ли, плохо ли», «Правильно - не правильно» и пр. В середине, а порой и в конце представления мы стараемся использовать своеобразные музыкальные физкультминутки, которые осуществляются по показу педагога и встраиваются в сюжетную канву спектакля. Веселая, жизнерадостная музыка на фоне двигательной активности детей создает радостное, приподнятое настроение, заряжает положительной жизненной энергией и концентрирует внимание. Пальчиковая гимнастика во время кукольного театра оказывают дополнительную помощь в борьбе с усталостью. Одна или две музыкальные встречи с «веселыми пальчиками», на которых надеты разноцветные перчатки, мгновенно возвращают интерес к происходящему, способствуют развитию мелкой моторики руки, совершенствованию представлений детей о ритме и темпе музыки.

Логическим продолжением работы с воспитанниками в области ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в нашем детском саду стало использование приема в озвучивании персонажей «Дети - детям». Чаще всего в артисты приглашают ребят 6-7- лет, из подготовительной группы. По мнению Стариной Е. В., участие в коллективном действии позволяет ребенку социализироваться, раскрыть творческие способности, избавиться от излишней робости, или, напротив, несдержанности и агрессивности, повышает границы самооценки, развивает способность к перевоплощению[4,с. 177]. Положительный опыт звукозаписи часто помогает ребятам преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В начале мы знакомим детей с сюжетной линией будущего спектакля. Проводится обсуждение проблемы, анализ поступков героев. Затем с воспитанниками обсуждаются черты характеров персонажей, определяется эмоциональная окраска, тембровые особенности и темп их речи, ведь «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам [3, с. 110]». Во время таких занятий идет работа над активизацией и обогащением словарного запаса дошкольников. Ребятам приходится использовать слова - определения, редко употребляемые в повседневной жизни (коварная, хитрющая, неторопливый, вежливый, медлительный, важный, легкомысленный, бесшабашный, счастливый, унылый, нерешительный и т. д.). Особая роль отводится выработке правильного звукопроизношения. Часто детям бывает сложно войти в образ того или иного персонажа. Коммуникативные подвижные игры помогают преодолеть скованность и психологическую зажатость. После предварительной работы мы выполняем аудиозапись реплик и диалогов героев в исполнении детей. Из них на общем совете выбираются наиболее удачные, которые будут использованы для монтажа музыкальной сказки. Кукольное действо, озвученное детскими голосами, производит на маленьких зрителей гораздо более глубокое впечатление, чем спектакль в исполнении взрослых.

Список литературы

1. Держак Н. В., Просвирина Г. И. Информационные технологии в организации работы музыкального руководителя//Справочник музыкального руководителя, ЗАО МЦФЭР,2014.-№1.- С. 18-20.

2. Держак Н. В. Применение компьютерных технологий в организации певческой деятельности дошкольников//Справочник музыкального руководителя, ЗАО МЦФЭР,2014.-№4.- С. 11-13.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2000.-с. 712.

4. Старина Е. В. Мир театра в жизни дошкольника : Сб. ст. : Приоритетные направления развития образования и науки // По материалам III Международной научно-практической конференции/ под редакцией О. Н. Широкова. Издательство: ООО Центр научного сотрудничества Интерактив Плюс (Чебоксары, 2017.- С. 176-179 https://elibrary.ru/download/elibrary_32329283_96825997.pdf ( Дата обращения: 04.11.2018)

5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1969.- с. 246.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о встрече с артистами шоу-театра ростовых куколФотоотчёт о встрече с артистами шоу-театра ростовых кукол Ребята нашего детского сада с нетерпением ждут встречи с любимыми сказочными героями в представлениях передвижного шоу – театра ростовых.

Фотоотчёт о показе кукольного спектакля «Кот, петух и лиса» к Международному Дню театра кукол на МAAMФотоотчёт о показе кукольного спектакля «Кот, петух и лиса» к Международному Дню театра кукол на МAAM 21 марта - Международный день театра кукол. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются.

Фотоотчёт  «Волшебный мир театра. День театра в детском саду для всех дошкольников ДОУ»Фотоотчёт  «Волшебный мир театра. День театра в детском саду для всех дошкольников ДОУ» «Волшебный мир театра» - День театра в детском саду. Педагоги и воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво.

Конспект занятия по изготовлению кукол из пластиковых одноразовых ложек «Кукла на ложке для театра»Конспект занятия по изготовлению кукол из пластиковых одноразовых ложек «Кукла на ложке для театра» Задачи: Познакомить с технологией изготовления персонажей для игровой деятельности детей, используя в работе пластиковую ложку. Развивать.

Кукольный театра «Новые приключения трех поросят» Кукольный театр «Старая сказка на новый лад или новые приключения трех поросят» Вед: Усаживайтесь поудобнее, ребята - начинается сказка.

Мастер-класс «Домик для кукол из театра «Теремок»Мастер-класс «Домик для кукол из театра «Теремок» Всегда возникает проблема, где хранить куклы для театра. Хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, небольшой по размерам домик, в котором.

Мастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы «Самый большой слон» к Международному Дню театра кукол на МAAMМастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы «Самый большой слон» к Международному Дню театра кукол на МAAM 21 марта - Международный день театра кукол. И сегодня мы будем мастерить пальчиковую куклу. Если таких кукол сделать много, то получится.

Новые элементы весеннего оформления с использованием кукол-кувадок. Венок «Весенний хоровод»Новые элементы весеннего оформления с использованием кукол-кувадок. Венок «Весенний хоровод» Хоровод - это древний танец, сохранившийся у всех народов мира. Основным элементом в хороводе является движение по кругу. В хороводе.

Фотоотчет о проекте в подготовительной группе «Развитие ремёсел в эпоху Петра 1»Фотоотчет о проекте в подготовительной группе «Развитие ремёсел в эпоху Петра 1» Проект: "Развитие ремесла в эпоху Петра I" подготовительная группа К юбилею Российского императора Петра I в нашей группе реализован проект:.

Фотоотчет «Работа с родителями. Совместное изготовление кукол-марионеток для театра»Фотоотчет «Работа с родителями. Совместное изготовление кукол-марионеток для театра» Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спектакли театра кукол для дошкольников. Новые возможности в цифровую эпоху
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 22:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спектакли театра кукол для дошкольников. Новые возможности в цифровую эпоху» (включая файлы) размещена пользователем Держак Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД