Лучший педагог года

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам

Демерчян Виктория Александровна
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.

Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьё й включает в себя:

- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

- изучение прошлого семьи;

- определение целей и ожиданий семьи;

Публикация «Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам» размещена в разделах

изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)

- обследование условий, где проживает семья;

- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи : поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;

- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);

- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

выделяют следующие этапы работы социального педагога с семьей.

Первый этап - диагностический.

Цели:

- выявление проблемных, дисгармоничных, семей с низким уровнем социализации,

- выявление семейных проблем с точки зрения социализации семьи,

- определение типа семейного воспитания ребенка.

Основной метод – наблюдение за поведением ребенка, его внешним видом, активностью родителей в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Социальный педагог использует различные методы изучения семьи:

Наблюдение за субъектами психолого-педагогического сопровождения : наблюдение за детьми; наблюдение за общением в диаде «родитель-ребенок»; наблюдение за родителями; наблюдение за педагогами; наблюдение процессов в школьном сообществе,

- опрос, анкетирование родителей, детей, педагогов, одноклассников.

Итогом диагностического этапа является социальный паспорт семьи.

Второй этап – проектировочный.

Цель: проектирование адресной, в том числе социокультурной, помощи семье ребенка с привлечением специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Основываясь на данных диагностического этапа, социальный педагог разрабатывает адресный план работы с семьей, направленный на интеграцию и социализацию ребенка с ОВЗ, коррекцию отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания, коррекцию отношения к ребенку в коллективе сверстников и со стороны педагогических работников.

Третий этап – сопроводительный.

Цель: организация совместной работы с семьей.

Социальный педагог на основе собранной информации о «внешних» ресурсах семейной поддержки, совместно с координатором (завучем) по инклюзии определяет возможности сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др., общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Также социальный педагог формирует родительские клубы и/или родительские ассоциации.

В ходе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ социальный педагог, взаимодействуя со специалистами разного профиля реализует следующие функции информационную, социально-правовую, посредническую, досуговую, социальную и педагогическую (образовательную, восстановительную (реабилитационную).

Формы взаимодействия социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования :

1. Индивидуальная работа с семьей в очном режиме:

- педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;

- встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи;

- узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;

- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка;

- отвечает на вопросы родителей;

- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;

- демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.

В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам). В процессе визита:

- родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);

- педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;

- педагог наблюдает, как родители обращаются с ребенком;

- педагог организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье;

- педагог предлагает родителям заполнить карты, схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;

- родители посещают школьные консилиумы и к комиссии;

- родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

2. Индивидуальная работа с конкретной семьей в дистанционном режиме:

- информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и социальный педагог вносят записи, например каждую неделю или две;

- домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;

- результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (раз в полгода);

- педагог, привлекая других специалистов, организует письменные извещения для родителей;

- контакты по телефону;

- родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;

родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;

- рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;

- родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

3. Работа с группой родителей в очном режиме:

- встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

- выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;

- организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;

- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

- привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;

- интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

4. Работа с группой родителей в дистанционном режиме:

- предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);

- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;

- подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;

- выдача родителям книг на дом;

- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

- передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;

организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.

5. Формирование и развитие контактов между семьями:

- педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;

- организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;

- помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;

- приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;

- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;

- помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;

- добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Публикации по теме:

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУПрименение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 23:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД