МААМ-картинки

Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Морозова Евгения Александровна
Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.

Публикация «Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :

– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

– к природе родного края;

– к культурному наследию своего народа;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте должно идти по двум взаимосвязанным направлениям: воспитание у ребенка соответствующих качеств и создание условий для проявления старшими дошкольниками этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в старшем дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования у старших дошкольников любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, доказывая детям свою любовь к Отечеству. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных старшему дошкольному возрасту.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к со-отношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Большинство педагогов-практиков отмечают, что сегодня в дошкольных учреждениях, как никогда, много делается для приобщения детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания. Однако, вместе с тем подчеркивается, что очень мало времени отводится на знакомство дошкольников с традициями и культурой других народов.

В частности, Соломенникова О. пишет: «В былые годы дошкольники многое знали о республиках СССР, но не могли назвать собственной, не знали своих истоков. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом уже осваивать чужое. Но в последнее время замечаю другую крайность. Практики увлеклись воспитанием национального самосознания и чересчур рьяно взялись укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами».

Приобщение к культуре другого народа – это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

Кроме того, знакомство старших дошкольников с культурой разных народов – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в современных условиях.

Этнонациональная культура помогает сформировать у старших дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему воспитатель должен стремиться подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не так важно, кто человек по национальности, главное – каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями.

Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой разных народов, их духовными традициями.

Планируя работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников очень важно грамотно отобрать материал, способный вызвать у дошкольников интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы строительство новых жилых домов, переезд детей в эти дома, благоустройство и озеленение жилых кварталов, строительство детских площадок. Дети должны познакомиться с государственной символикой России, ее красавицей-столицей Москвой и другими крупными городами страны, понять, что на планете Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов. Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и хотят быть счастливыми.

Следует также помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности.

Детям нужно рассказывать о позитивных событиях в истории нашей страны, о её культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях, обо всем, что может заинтересовать ребенка.

Работа по патриотическому воспитанию должна носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Эта работа должна вестись совместно с семьей. Если малыш в детском саду будет слышать и видеть одно, а дома другое он неминуемо попадет в кольцо противоречий, вырваться из которого будет уже не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания старших дошкольников требует серьезного осмысления, применения педагогом - практиком разнообразных подходов и форм.

Таким образом, под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся : формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Публикации по теме:

Лепбук «Моя Россия» для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Лепбук «Моя Россия» для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Мой лепбук называется "Моя Россия".Его я использую для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного.

Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад на районных Рождественских чтениях «Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Консультация для родителей «Формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Отношение к родной стране предается от родителей к детям, поэтому воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Развивающая среда для патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая среда для патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я очень люблю свою родину, Она мне дороже всех стран, В ней лучшую слышу мелодию, В ней вижу божественный храм. А. Савченко Родина. Это.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Родительское собрание. Выступление логопеда. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Специфика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаСпецифика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время всё актуальней становиться проблема приобщения детей дошкольного возраста к фольклорным традициям, в особенности к традициям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июня 2018 в 15:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД