МААМ-картинки

Создание условий для успешной социализации в группе

Полина Айдиева
Создание условий для успешной социализации в группе

«Создание условий для успешной социализации в группе»

Социализация – (от лат. Социалис-общественный)- это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества.

Одна из важнейших задач педагога- формировать у детей социальную уверенность в себе и своих, а также позитивное отношение к себе и к окружающему миру.

Публикация «Создание условий для успешной социализации в группе» размещена в разделах

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а не результат. Именно поэтому надо помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально- компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Социализация проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими детьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и своих возможностях в общении с другими людьми.

Всю работу для успешной социализации в группе можно условно разделить на два направления.

1 – Развитие социальных способностей

А) Положительный образ «Я»; доверие уверенность;

Б) Способность к восприятию другого человека.

2 – Развитие социальных навыков;

А) умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях;

Б) умение реализовать самоутвурждающие способы поведения.

Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность самого ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.

Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность самого ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врождённый механизм развития.

Следует ограничить разъяснения, что и как нужно делать ребенку. Уходом от контакта с ребенком являются утешение, успокаивание («не пережевай», «не стоит расстраиваться из-за этого»). Взрослый должен побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях. При этом важно избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций. При этом важно избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций. Нужно быть помощником ребенку в поисках выхода из проблемной ситуации.

Для успешной социализации в группе есть условия, во-первых зональность, где имеются необходимые предметы и оборудования для различных видов деятельности с помощью которых в игре дети могут расширять свой кругозор и обогащать свой жизненный опыт.

Во – вторых мы применяем серию последовательных занятий по развитию социальной уверенности детей. Для проведения этих занятий решающим фактором является эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес! Следует помнить, что дети намного восприимчивее, чем мы взрослые. Поэтому внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку таково:

Нужно хотеть услышать ребенка;

Нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности к себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;

Нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не осуждать их;

Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.

Для создания благоприятного психологического климата на этих занятиях необходимо:

Находиться на расстоянии 40-70см от детей в позиции лицом к лицу на уровне глаз;

Улыбаться ребенку, использовать ласковые, мягкие интонации, говорить не очень громко и не слишком быстро;

Нужно эмоционально поддерживать детей, доброжелательно реагировать на действия ребенка, все это будет говорить с принятии его взрослыми.

Цикл занятий, которые мы проводим в группе, служат своеобразной психологической поддержкой и помощи ребенку в приобретении позитивного опыта со сверстниками. Эта задача реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно- пространственной среды. Занятия, игры и упражнения носят развивающий и профилактический характер. В них учтены возрастные особенности психики; образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности – игре.

В игровых условиях ребенок моделирует отношения в наглядно- действенной форме:

Начинает лучше осознавать себя, возрастает его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях;

Формируется реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками; ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий;

Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведении в проблемных ситуациях.

Социализация успешно реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику и форму проведения в зависимости от возраста детей.

Разработана определенная программа под редакцией Безруких М. М., доктором философских наук профессором Ю. А. Лебедевым «Развитие социальной уверенности у дошкольников».

Она состоит из трех разделов:

1 «Я и мир» (3-4 года)- направлен на помощь ребенку в осозна- нии себя, своих ощущений через обогащение сенсорного опыта.

2 «Я и другие» (4-6 лет)-ориентируется на развитие умения воспринимать сверстников.

3 «Один и вместе» (6-7 лет)-помогает организовать работу по формированию некоторых социальных навыков, умение сотрудничать

Каждый раздел носить сюжетно-тематический характер и построен с учётом мотивационного компонента деятельности детей. Это требует определенных условий : интенсивность занятий (1раз в неделю); предварительная работа с детьми перед занятиями (чтение художественных произведений, рассказывание историй, бесед, изготовление атрибутов, последующая работа после занятий (повторение игр и упражнений в повседневной жизни, художественная деятельность детей, бесед0 для закрепления поведенческого опыта детей и поддержание атмосферы доверия и общности в группе.

Значит цикл занятий включает в себя цель научить детей осознавать самого себе, свою индивидуальность, строить свои отношения с другими детьми, которые необходимы для успешной детской социализации.

В нашей группе 23 детей и все они очень разные-есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе мы строим так, беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираем специальные вопросы, чтобы помочь, детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступать в данных ситуациях.

В инсценировках дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Очень важно избегать назидательств в общении с детьми. Такую работу с детьми мы проводим в форме бесед, посиделок, которые предполагают большую речевую активность детей и творческое участие.

Это очень кропотливая, интенсивная работа, результаты не всегда заметны. Но сравнивая детей только самих с собой мы замечаем, что дети становятся дружелюбнее, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои дела.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Эссе «Факторы и агенты повлиявшую на мою социализацию» Социализация - сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного ему общества, для которого характерно принятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для успешной социализации в группе
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 17:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД