Получи документы

Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР

Елена Гордеева
Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР

Развивающая предметно- пространственная среда оказывает системное и постоянно- действующее влияние на развитие и состояние эмоционального состояния воспитанников. Дети с тяжелыми нарушениями речи, получающие образование в условиях инклюзии, зачастую имеют особенности восприятия и ощущают воздействие среды по особому, чем нормативно- развивающиеся воспитанники. Для детей с ограниченными возможностями здоровья бывают характерны дисфункции, гипер- и гипо- сенсорная чувствительность. В группах комбинированной направленности в среде необходимо размещать элементы, которые адаптировали бы среду к его потребностям и помогали бы ребенку комфортно чувствовать себя в групповом пространстве.

Публикация «Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР» размещена в разделах

К таким технологиям, позволяющим повышать эффективность коррекционно- развивающей среды в инклюзивном пространстве, относится метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрис. Методы сенсорной интеграции эффективны в коррекции для детей разных категорий, в том числе и в развитии воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционное воздействие осуществляется через сенсорно- интеграционные игры и упражнения. В зависимости от особенностей ребенка педагоги используют разнообразные способы поддержки через подбор специального оборудования.

Особенностью образовательной среды в центре является создание вариативного пространства, где детям предоставляется широкий спектр сенсорных ощущений. Для развития тактильного восприятия в центре должны быть собраны разные фактуры – от грубых, шершавых до мягких и гладких фактур. Сенсорное многообразие для зрительного восприятия обеспечивается спектром холодных и теплых оттенков цветов, разной формой и размером предметов. Для обеспечения спектра проприоцентивных и вестибулярных ощущений оборудование располагается во всех плоскостях группы: стены, пол, потолок. Гиперчувствительные детей в такой среде найдут успокаивающие воздействия. Их будут привлекать тепло, объекты с мягкой, гладкой фактурой, округлой формы. Способы поддержки гипочувствительных детей имеют противоположное действие и оказывают возбуждающее воздействие на нервную систему ребенка. Ребенку приятен будет холод, предметы с грубой фактурой, формы с углами. Взаимодействуя со средой, дети накапливают разнообразный полисенсорного опыт и гармонизируют собственное эмоциональное состояние.

Сконцентрировать оборудование для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья можно в сенсомоторном центре, который должен быть мобилен и обеспечен систематизированной системой хранения. Для инклюзивного пространства важно, чтобы оборудование центра было размещено рационально: предоставлена возможность детям быстро развернуть активную деятельность на большом пространстве, при этом обеспечена возможность уединения, спокойных игр в ограниченном личном пространстве. Активно используются подвесные конструкции при наличии мягких матов и соблюдении техники безопасности.

Сенсомоторные центры обеспечивают создание условий для прохождения цепочек сенсорной интеграции, что позволяет устанавливать более глубинные и адаптивные связи между разными анализаторами.

Цепочки интеграции Основное оборудование Дополнительное оборудование

Тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, зрительная

1. Балансир;

2. Балансир с лабиринтом;

3. Сенсорный чулок (разной формы, теплых и холодных цветов);

4. Сенсорный кокон Подвешенные шарики разной фактуры

Мешочки разного цвета и веса

Зрительная, слуховая, тактильная

1. Тактильные доски (магнитная, велюровая, с пайетками);

2. Тактильные игрушки, основанные на методе сенсорной интеграции :

- с элементами ниткоплетения;

- с элементами перекодировки информации для разных сенсорных систем;

- с элементами поисковых заданий, лабиринтов.

3. Наушники с плейером

4. Мишени с колокольчиками с аудиопроверкой попадания. Карточки по лексическим темам с разными креплениями на тактильных досках.

Обонятельная, тактильная, вкусовая, зрительная

1. Чек- листы для обследования объекта

2. Повязка на глаза Объекты для обследования в соответствии с лексической темой

Для детей с тяжелыми нарушениями речи через игровые упражнения с подвесным мячом активизируется словарь детей. В играх дети называют и выбивают мячом картинки с обозначенными понятиями. Значительно расширяется глагольный словарь, когда дети демонстрируют и называют большое количество движений. Так тактильные дощечки можно трогать, ощупывать, обводить пальцем, ладонью, сравнивать и выкладывать ряды, прилеплять и отлеплять сенсорные маркеры, выкладывать нити, переплетать их, выбивать нужные карточки подвесным мячиком и т. д.

Деятельностный подход позволяет ребенку накопить и активно использовать словарь относительных прилагательных, а исследовательские действия стимулируют пополнение словаря антонимов (длинный – короткий, гладкий – шершавый, теплый- холодный).

Системное использование специального оборудования позволяет повысить уровень сенсомоторного развития детей, их речевую активность, имеет психотерапевтический эффект.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Библиотека изображений:

Публикация Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Гордеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 16:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД