Лучший педагог года

Современный урок в свете требований ФГОС

Надежда Шумик
Современный урок в свете требований ФГОС

Современный урок в свете требований ФГОС

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период.

Планируя урок, учитель ориентируется:

Публикация «Современный урок в свете требований ФГОС» размещена в разделах

- на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

- учет не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

- на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Необходимо заметить, что для реализации всех организационных установок стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие, - создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

Актуальной задачей обучения становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника :

• Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама, зачастую ненужной и даже вредной;

• Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;

• Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы);

• Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;

Современные дети гиперактивные.

Отмеченные выше особенности современной эпохи (портрет школьника) существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся.

Дидактические принципы современного урока :

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Технологии:

• Информационные и коммуникативные технологии

• Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

• Технология, основанная на реализации проектной деятельности

• Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

• Технология деятельностного метода.

Этапы урока :

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности.

Современный урок :

1. Мобилизующий этап.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

4. Закрепление нового материала.

5. Рефлексия.

Структурные элементы урока :

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме : вспомнить – узнать – научиться.

Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Методические принципы современного урока :

• Субъективизация

• Метапредметность

• Деятельностный подход

• Коммуникативность

• Рефлексивность

• Импровизационность

Требования к современному уроку :

Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока

Учитель выступает в роли организатора, а не информатора

Обязательная рефлексия учащихся на уроке

Высокая степень речевой активности учащихся

Требования к заданиям на уроке :

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмет

Деятельность ученика на уроке :

Мобилизующий этап:

1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;

2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности

Рефлексия:

1. вспоминает ход урока;

2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

3. формулирует свои впечатления

Типы уроков :

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок построения системы знаний

4. Урок развивающего контроля

Урок открытия нового знания:

o Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

o Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).

Урок рефлексии :

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

o Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.

Урок построения системы знаний:

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

o Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Урок развивающего контроля:

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

o Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Требования к учителю :

Чётко и точно формулирует задания

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде

Не повторяет задание 2 раза

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам

Не повторяет то, что уже сказали ученики

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза

Подбирает комплексные задания

Современный портрет школьника существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Цель государственной образовательной политики в современном образовании - развитие личности, так записано в новом образовательном стандарте.

Публикации по теме:

Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС до» Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО» Особенности организации: проблемный Форма.

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Каким должен быть современный урок? «Каким должен быть современный урок?» Цели педсовета: 1. Собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и.

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС канд. пед. наук, доцент, Тяпин А. Н., канд. техн. наук, Решетников И. С., канд. физ-мат. наук, Бояркин В. А., канд. пед. наук, Назаркина Н. И.

Концепция «Современный урок биологии» Воронежская область Павловский район МКОУ Данильская ООШ Концепция «Современный урок биологии – умение и желание учиться, работа в команде,.

Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС»Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме "Организация экспериментирования в.

Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В настоящее время в системе дошкольного образования,.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОО с учетом требований ФГОС Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Солнышко» Социализация детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный урок в свете требований ФГОС
Опубликовано: 27 января 2019 в 14:12
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД