Лучший педагог года

Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников

Светлана Кузина
Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников

При работе с детьми в рамках социально-личностного развития используют следующие современные образовательные технологии:

• Здоровьесберегающая технология;

• Технология проектной деятельности;

• Информационно-коммуникационная технология;

• Личностно-ориентированная технология;

• Игровая технология;

• Кейс-технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии.

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Публикация «Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников» размещена в разделах

2. Технология проектной деятельности.

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

3. Информационно-коммуникационная технология.

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

4. Личностно-ориентированная технология.

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

5. Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуаци, и, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

• умение дошкольников принять на себя роль;

• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

• ролевое взаимодействие.

6. Игровые технологии.

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Значение игровых технологий:

• Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т. д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.

• Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.

• Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.

• Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка

Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:

• Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)

• Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.

• Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев

• Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.

• Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.

• Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.

• Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.

Условия реализации социально-коммуникативной технологии:

• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.

• Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.

• Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.

• Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».

• Взаимодействие педагога с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.

Методы социально-личностного развития будут:

• организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,

• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;

• сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);

• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;

• познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире.

Социально-личностному развитию дошкольников будут способствовать:

• экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;

• игры-путешествия по родной стране, городу;

чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);

праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.

Дошкольники при сопровождении педагога начинают понимать:

многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).

Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).

Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).

Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).

Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.

Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным.

Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:

На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.

Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях

Отражать мир эмоций в рисунках.

Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие

умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:

• «Узнай настроение по выражению лица»

• «Найди на картинках людей с одинаковым настроением»

• «Веселая страна» (собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).

• «Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов).

Воспитание культуры поведения и общения:

В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п., но весь образ его жизни с позиции культурных требований. Повышается общая осознанность культурных норм. Поведение детей становится более гибким.

Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.

Педагог объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому. Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе.

В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:

• «Как правильно поступить?»;

• «Почему обиделась Оля?»;

• «Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?».

Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:

• «Звонок по телефону»

• «Мы едем в автобусе»

• «Смотрим спектакль в театре»

• «Мы посещаем музей»

• «Мы пришли в магазин»

При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.

Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:

• работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»,

• подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»,

• фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)

Коммуникативные игры:

Игры на умение вступать в контакт («Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару»;

Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»;

Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»;

Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников «Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек».

В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни.

Для этого он использует прием совместного обсуждения:

В какие игры поиграть на прогулке;

Как украсить группу к празднику;

Что нового внести в игровой уголок;

Какую выставку детских работ сделать;

Что приготовить мамам на праздник.

Для развития представлений о себе, своих возможностях педагог в играх и коммуникативных ситуациях предлагает описать особенности своей внешности, некоторые черты характера рассказать о своих склонностях и интересах:

• «Автопортрет»,

• «Что я умею лучше всех»

• «Чему бы я хотел научиться»

• В беседах педагог побуждает детей вспомнить о своем детстве, сравнивать свои возможности и умения в настоящем времени и в раннем детстве, ощущать свое взросление и самостоятельность, высказываться о своих достижениях (я научился, я умею, раньше не получалось, а теперь).

• Обогащение представлений об истории, традициях семьи, развитие умений проявления внимания к близким в семье

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель развивает представления детей о членах семьи, дальних и близких родственниках, способах поддержания родственных отношений.

Педагог знакомит детей с понятием «род», раскрывает некоторые способы происхождения фамилий и отчества.

Педагог с детьми обсуждает семейные традиции разных семей.

Развивает интерес к истории семьи, желание поддерживать традиции своей семьи.

Игры и игровые ситуации:

«Составь свой род» («семейное дерево», прошлое и настоящее семьи, «Мамины помощники» (домашняя утварь, электробытовые приборы и т. д.).

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте педагог развивает интерес дошкольников к родной стране, ее истории и культуре

Решая задачи развития представлений о родной стране, интереса к ней воспитатель использует разнообразные формы и методы:

Беседы и разговоры с детьми;

игры-занятия;

рассказы детей и взрослых;

рассматривание фотографий и иллюстраций;

экскурсии и целевые прогулки;

игры-путешествия;

дидактические игры;

чтение книг и изучение энциклопедий;

совместную деятельность с детьми с картами и схемам;

детская проектная деятельность.

Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут проявить свое отношение к родному городу, стране, жизни других народов.

Эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-личностному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Одной из основных технологий при работе над социально-личностным развитием дошкольников является игровая технология. Ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые технологии формируют у ребенка субъектную позицию по отношению к его собственной деятельности, к самому себе и общению со сверстниками. Через отношения в игре активизируется творческий потенциал, возможности личности, возникает интерес искать новые пути решения проблем.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:

Публикация Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Кузина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные условия, технологии и методики социально-личностного развития дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 22:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД