Лучший педагог года

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Наталия Алехина
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. В п. 3.2.1. определены основные психолого-педагогические условия успешной реализации программы.

Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Публикация «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах

Педагогический коллектив нашего детского сада определил последовательность работы по сопровождению ребенка по следующему алгоритму.

1. Сбор информации о ребёнке.

2. Анализ полученной информации, которая обсуждается со всеми заинтересованными лицами.

3. Разработка плана комплексной помощи, где определяется круг педагогов, осуществляющих сопровождение, содержание сопровождения, намечаются формы работы и сроки реализации, а также вырабатываются рекомендации для родителей.

4. Реализация плана по решению проблемы.

5. Отслеживание динамики развития ребенка.

6. Осмысление и оценка деятельности по сопровождению с позиции полученных результатов.

Для сбора информации о ребенке педагогами нашего образовательного учреждения используется технология ведения педагогических наблюдений, предложенная кандидатом педагогических наук Лидией Васильевной Свирской. Она включает в себя ежедневные целенаправленные наблюдения за ребенком взрослых (включая родителей, ситуативные и целенаправленные беседы с детьми, экспертную оценку специалистов, анализ продуктов детской деятельности. Мы наблюдаем за поведением ребёнка, его интересами, проявлением инициативы, предпочтениями и прочее.

Результаты этих наблюдений мы фиксируем в журнале динамики достижений детей группы в форме записей.

Кроме фиксации наблюдений мы отслеживаем частоту устойчивых проявлений у детей начал ключевых компетентностей. Именно уровень сформированности у дошкольников ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей) мы принимаем за результат их достижений. Ключевые компетентности представляют собой совокупность универсальных умений.

Журнал динамики достижений рассчитан на весь период пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации (от группы раннего возраста до выпуска из детского сада); это позволяет нам проследить динамику и тенденции развития каждого воспитанника на протяжении длительного времени.

Динамика развития каждого ребенка отслеживается нами не реже двух раз в год, с использованием карты анализа возможных достижений в сопоставлении с целевыми ориентирами.

Подробный анализ карты журнала динамики достижений позволяет нам выявить наиболее успешно формирующиеся компетентности у всех (у большинства) детей группы и каждого воспитанника в отдельности, а также обратить внимание на компетентности, становление и развитие которых требует дополнительного внимания.

На основе анализа данных методики наблюдения мы выстраиваем индивидуальную траекторию развития, которая является планом психолого-педагогического сопровождения, позволяющим осуществлять развитие индивидуальности, коррекцию и поддержку задатков одаренности. Вот один из примеров индивидуальной траектории развития ребенка.

Для реализации плана психолого-педагогического сопровождения, мы используем широкий спектр современных педагогических технологий. Как показывает практика, самыми эффективными из них являются игровые технологии, включая социо-игровые.

В практике игровой деятельности мы широко используем игры для рабочего настроя, которые пробуждают у детей интерес друг к другу, повышают мышечную мобилизованность участников игры, и позволяют педагогу ликвидировать возникающие споры, негативные моменты, элементы враждебности. Часто игры помогают социо-игровому приобщению к делу, в случае, когда необходимо, чтобы дети восприняли предлагаемый материал в качестве учебного. Дети любят игры, которые мы используем для разминки-разрядки; они помогают педагогу переключить детей с одного вида деятельности на другой, в неуправляемых ситуациях. («Выкуп фантов», «Заводные человечки», «Замри», «Испорченный телефон»).

Мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребенка оказывают игры, ориентированные на творческое самоутверждение. («Спрятанное слово», «Рассказ-рисунок о том, что я вижу», «Одно и то же по-разному»).

Сюжетно-ролевая игра – королева игр. Ее развивающее значение многообразно. Общеизвестно, что на современном этапе сюжетно-ролевая игра теряет свои позиции, вытесняясь другими видами игр, чаще всего компьютерными. И тем не менее, в практике работы с детьми мы стремимся сформировать у детей желание и умение играть в сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра как культурная практика имеет непреходящее значение для развития личности, так как позволяет воспроизводить профессиональные и семейные роли взрослых в соответствии с логикой реальности, и во многом определяет успешность ребенка в жизни.

С целью преодоления у детей неуверенности, застенчивости, тревожности я использую в работе раскрепощающие психотехнические игры – специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для неуверенного, нерешительного, скованного ребенка я использую такие игровые формулы-внушения: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам.», «Я уже научился.» и т. д.

Также формировать у воспитанников такие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность мне помогают игры-драматизации, образно-ролевые игры.

Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки мне помогает включение его в коллективную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.

Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Эта игра также используется мною в коррекционной работе.

Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

Большое место в развивающей и коррекционной работе с детьми в нашем ДОУ отводится арт-терапии. Эта технология позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, развитие до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Информационные источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

2. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/ под ред. В. М. Букатова. – СПб. : ТЦ Сфера, 2014.

3. Короткова Н. А. Сюжетная игра дошкольников. – М. : Линка-Пресс, 2016.

4. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

5. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015.

6. http://www.myshared.ru/slide/1318279/

7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/11/nablyudenie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya

Публикации по теме:

Роль макетов в образовательном пространстве детского садаРоль макетов в образовательном пространстве детского сада Совместная работа с воспитателем группы: Новожиловой Л. В. Все мы знаем, что макет - это уменьшенный объект, который помогает направить.

Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту.

Презентация «Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» В ДОУ такое сопровождение осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк). Целью создания ПМПк является: 3 слайд: Создание.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе педагог-психолог.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребёнка (ООН, 1959) Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) Конвенция о борьбе.

Презентация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОО» "Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОО" Разработанная программа психологического сопровождения в дошкольной образовательной.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать.

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада
Опубликовано: 22 июля 2018 в 13:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД