Получи документы

Тематический педсовет в форме деловой игры «Современные технологии ФЭМП в дошкольной образовательной организации»

Алёна Михайловна Москалёва
Тематический педсовет в форме деловой игры «Современные технологии ФЭМП в дошкольной образовательной организации»

План проведения педсовета :

1. Современные подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Деловая игра.

3. Презентация игр, пособий по ФЭМП «Математическая копилка».

4. Итоги тематического контроля.

5. Принятие решений.

Публикация «Тематический педсовет в форме деловой игры „Современные технологии ФЭМП в дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах

6. Обратная связь «Геометрические фигуры».

Предварительная работа:

- Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы».

- Семинар-практикум «Игровые технологии в ФЭМП дошкольников».

- Педагогические чтения «Особенности ФЭМП средствами игровых технологий».

- Открытый просмотр ООД по ФЭМП и речевому развитию.

- Смотр центров математического развития в группах ДОУ.

- Подготовка наглядно педагогической информации для родителей по данному направлению работы.

- Организация и проведение тематических родительских собраний.

- Анализ планирования работы с детьми по речевому развитию и ФЭМП.

Ход

Педагогам предлагается сесть за столы в соответствии с возрастной группой своих воспитанников.

Ст. воспитатель: Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Но дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие", которая предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

ФЭМП направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Как подчеркивает российский ученый, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

- обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);

- мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);

- развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);

- формирование навыков и умений учебной деятельности.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

Сегодня мы поговорим, что же способствует формированию любознательности, познавательной мотивации в процессе ФЭМП. Постараемся создать модель успешной образовательной деятельности по ФЭМП, которая позволит и воспитателям, и детям получать удовлетворение от совместной (математической) деятельности.

2) Деловая игра

1. Игра для рабочего настроя "Волшебная палочка"

Цель: пробудить интерес участников друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.

"Волшебная палочка" (ручка, карандаш, линейка и т. п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Передающий называет любое число, а принимающий на 2 (3,4) единицы больше или меньше.

Придумать название командам, девиз, выбрать капитана.

Ст. воспитатель: Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

2. Блиц-опрос. (1 балл за правильный ответ)

Вопрос 1. Набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством (множество).

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

Вопрос 2. Общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение (число). Число имеет два значения: количественное и порядковое.

Вопрос 3. Система знаков для записи чисел (числовые знаки) (цифра).

Вопрос 4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов (величина).

Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д.

3 свойства величины:

1) Сравнимость, осуществляемая: (назвать способы – дополнительные баллы)

- наложением,

- приложением,

- измерением с помощью условной мерки,

- сравнением на глаз.

2) Относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) Изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Вопрос 5. Очертание, внешний вид предмета (форма).

Вопрос 6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме (геометрическая фигура).

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус., которые ещё называют геометрическими телами.

Вопрос 7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия (время).

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

Вопрос 8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния (пространство).

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

Вопрос 9. Она бывает счетная и вычислительная (деятельность).

Счётная деятельность - деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.

Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

Первый компонент модели - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными.

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать.

К образовательной деятельности необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний;

- подобрать разнообразный материал;

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.).

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

3. Предлагаю командам вспомнить дидактические принципы (систематичность, последовательность, индивидуальный подход, доступность, постепенность)

Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие? (Высказывания педагогов).

Давайте разберёмся в этих задачах.

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять,

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение,

анализ, синтез).

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов,

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП :

Многословие, неточность в постановке вопросов.

Методические ошибки организации работы в полилоге.

Не достаточный уровень взаимодействия с воспитанниками посредством дидактической игрушки (Мишка, Незнайка).

Неверное расположение материала.

Преобладание взаимодействия с воспитанниками по системе «Вопрос – ответ».

Следующий компонент - готовность воспитателя к образовательной деятельности.

Перечислить методы и приемы обучения по ФЭМП

(Поощряется, если будут приведены примеры)

Игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…

Таким образом, очередной компонент – выбор оптимальных методов и приёмов.

Словесный метод в элементарной математике в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так

думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу,

- указания воспитателя (в основном с детьми,

- план действий старшего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Когда образовательная деятельность проходит в занимательной форме, в форме игры, материал усваивается детьми быстрее и легче. Однако, игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Игровые технологии – ООД строится в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Нельзя обойти стороной гностические (проблемные) методы (познавательный, эвристический – с помощью наводящих вопросов приходят к истине, исследовательский - заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения).

Давайте вернемся к перцептивным методам (посредством слушания, наблюдения, практических действий).

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Любая ООД по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям.

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии. Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, морковка – морковкой) Пособия подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки и т. д.)

Четвертый компонент модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.)

Командам предлагается составить план – конспект занятия по ФЭМП для своей возрастной группы (Максимум за конкурс – 5 баллов).

Программное содержание; Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия); Продумать демонстрационный и раздаточный материал к занятию; Предложить элементы интеграции с другими видами деятельности (физическое развитие, музыкальная деятельность).

Примерные части хода математического занятия

Математическая разминка (обычно со старшей группы). Работа с демонстрационным материалом. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка (обычно со средней группы). Дидактическая игра.

Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи, может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать

вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.

Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

«Просклоняй числительное»

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой? Необходимо просклонять числительное (469, 842, 675, 947).

Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь воспитателя – это образец!

Требования к речи воспитателя:

эмоциональная; грамотная; доступная; четкая, ясная (меньше “воды”); достаточно громкая; приветливая; в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения; в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей действовать, но необходимо при этом проговаривать действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают. Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

Очередной компонент - грамотная речь воспитателя.

Досуговая деятельность в ДОУ, формы математических праздников

Досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения.

В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдаётся и малой части досугового времени дошкольников. Поэтому воспитателю необходимо разрабатывать и апробировать досуги и развлечения направленные на ФЭМП.

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки

Предлагается назвать варианты досугов по ФЭМП.

Кружковая деятельность, досуги и развлечения, игры детей (театрализованные, сюжетно-ролевые, встречи с интересными людьми, прослушивание аудио записей, видеопросмотры, экскурсии, оформления выставок, самостоятельная художественная деятельность. Праздники:

математические викторины, игры-шоу, математический КВН, математич. театр, математическое многоборье.

Конкурс капитанов

- Какие принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

- Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Назовите их.

- Перечислите методы и приемы, используемые на занятиях по ФЭМП.

- Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

- Формы работы по ФЭМП?

- Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?

- Требования к разработке конспектов.

- Передовые педагоги (отечественные и зарубежные, работающие по теории и методике математического и сенсорного развития (Монтесори, Фребель, Венгер, Леонтьев, Глаголева, Фидлер, Альтхауз).

Итог: мы составили модель успешной образовательной деятельности по ФЭМП. И только при наличии всех этих компонентов, она будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно:

- компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области; готовность воспитателя к образовательной деятельности;

- выбор оптимальных методов и приёмов;

- правильный подбор демонстрационного и раздаточного материал;

- грамотная речь воспитателя.

Завершая деловую игру, скажу несколько слов об оценке деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на ООД, и вне ее. Соответственно,

необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д.

А сегодня на педсовете мне понравилось, что педагоги были активными.

И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Итоги деловой игры подводят эксперты

3) Презентация игр, пособий по ФЭМП «Математическая копилка».

4) Итоги тематического контроля.

5) Принятие решений.

6) Обратная связь «Геометрические фигуры».

Присутствующим раздаются бланки с изображением трех фигур (треугольник, круг, квадрат, в которых необходимо оставить отзыв о педсовете :

- в кругу – о пользе предварительной работы к педсовету;

- в треугольнике – о важности выбора направления педсовета для педагога;

- в квадрате – о значимости материала, представленного на педсовете.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Конспект викторины по ФЭМП в старшей группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Конспект викторины по ФЭМП в старшей группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности,.

Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста,.

Сценарий занятия по ФЭМП в форме игры средствами сказки «Курочка Ряба» (младшая группа) Тема: «Ознакомление с множествами, с понятиями: один, много, ни одного». Цель: учить выделять признаки, по которым предметы могут быть.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:

Публикация Тематический педсовет в форме деловой игры «Современные технологии ФЭМП в дошкольной образовательной организации» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алёна Михайловна Москалёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тематический педсовет в форме деловой игры «Современные технологии ФЭМП в дошкольной образовательной организации»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 19:01
+209Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД