МААМ-картинки

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

Елена Коновалова
Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

У детей, впрочем, как и у взрослых, в жизни хватает проблем – зачастую в их понимании сложных, неразрешимых. Эти проблемы вынуждают их переживать, стараться преодолеть трудности самостоятельно. Если для нас с вами что-то кажется пустяком, для ребенка это может оказаться чуть ли не смыслом жизни. Коррекционно-развивающее обучение имеет целью помочь детям поддержать их в стремлении к взрослению посредством применения психолого-педагогических технологий.

Публикация «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» размещена в разделах

Педагогическая технология берет свое начало в 1960-х годах. В это время в Англии проходили конференции, по итогам которых была выпущена книга «Аspects of Educational Technolodgy». Спустя десять лет педагогическая технология как понятие было расширено, к этому стали относить все, что касается модернизации процесса обучения.

Одними из разновидностей психолого-педагогических технологий являются, собственно, технологии по коррекции, профилактике, терапии, реабилитации. В свете анализируемой проблемы – коррекционно-развивающее обучение – интересны технологии, направленные на улучшение и исправление познавательной деятельности ребенка, учитывая его индивидуальные и личностные возможности.

В связи с необходимостью помочь детям была разработана и внедрена система коррекционно-развивающего обучения. Она базируется на показателях конечной диагностики и требует полного взаимодействия специалистов ДОУ – логопеда, воспитателя, психолога.

К сожалению, согласно статистике, у многих детей, поступающих сейчас в дошкольные учреждения, отмечаются различные психосоматические дефекты. Если эти дети не будут получать своевременную психолого-педагогическую помощь, все может закончиться хроническим отставанием в развитии и социальной адаптации.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, оказание необходимой помощи.

Исходя из рекомендаций и опыта собственных наработок, наиболее важными и эффективными можно считать следующие технологии :

Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение.

Дыхательная гимнастика - ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.

Релаксация способствует снятию психического напряжения, повышению эмоционального настроя. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Психогимнастика (мимика и пантомимика). Основной акцент делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия. В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен на расслабление зажимов, на осознание тела, эмоциональное реагирование и проживание настоящего момента.

Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, а также являются своеобразной проекцией личности.

Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи.

Игровая терапия. Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Пескотерапия. Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Данные технологии позволяют по возможности максимально адаптировать детей с различными психосоматическими дефектами к полноценному общению со сверстниками и взрослыми, позволить им раскрыть свои возможности, влиться в социальную среду.

Список литературы:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПБ. : «Издательский союз», «Лениздат». – 2000. – 336 с.

3. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб. : Детствопресс. - 2001.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. : АРКТИ, 2006. – 320 с.

5. Сухарева О. А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н. П., Дубна, М. О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография»Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 16:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД