Получи документы

Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ

екатерина машошина
Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ

Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ

Аннотация. Целью статьи является освещение основных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ. Ставится акцент на необходимости в развитии национального сознания, нравственно-патриотических убеждений детей дошкольного возраста.

Публикация «Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ» размещена в разделах

Ключевые понятия: формирование сознания, дошкольный возраст, основные направления по патриотическому воспитанию в детском саду.

Патриотизмом можно назвать факторы духовно-нравственного сохранения таких социальных процессов как стабильность, независимость и безопасность. Развитие патриотизма было приоритетной задачей образовательных учреждений во все времена, сегодня данный вопрос приобрел особую актуальность.

Дошкольник, в котором заложены определенные биологические программы, очень нуждается в формировании социальных навыков. Ребенка-дошкольника необходимо учить определенным умениям. Происходит передача знаний из одного поколения в другое, и самыми главными являются знания истории и развития Родины, передача ценностей, которые заключается в любви к своей стране, в гордости за Отчизну.

В рамках формирования патриотизма у детей дошкольного возраста решающее значение лежит в правильно построенном педагогическом процессе.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Л. С. Лихачев. [1]

Все специалисты, работающие в дошкольном образовательном учреждении, принимают важность и актуальность патриотического направления воспитания, его задачи имеют отражение в годовом плане работы с детьми.

Патриотизм многогранен в своем содержании, он отражается в любви к своей семье, к своим родным местам, в сознании масштаба и величия своей Родины. На основании чего можно выделить основные задачи в воспитании дошкольника-патриота:

воспитание любви и гордости за свой край, за свою страну;

воспитание интереса к изучению культурных ценностей, культурного наследия, а также к истории своего края, особенностей народностей, проживающих в регионе;

воспитание толерантного отношения к окружающим, к представи-

телям других наций и народностей.

Реализация вышеизложенных задач идёт в рамках образования, в игровой деятельности, в бытовых отношениях, при организации совместной деятельности, детей и взрослых.

Анализируя опыт работы дошкольных учреждений, можно выделить направления патриотического воспитания. Они реализуются при:

1. методическом сопровождении;

2. работе с дошкольниками;

3. работе с родителями или законными представителями детей.

Эти направления находятся между собой в тесной взаимосвязи и включают:

1. Ознакомление детей с историей и развитием родного города;

2. Ознакомление с историей родного края;

3. Ознакомление с историческими событиями своей страны;

4. Чтение былин и сказок, формирующих правильное патриотическое сознание дошкольников;

5. Ознакомление с символикой государства.

Если затрагивать вопрос методического обеспечения процесса патриотического воспитания дошкольников, то можно отметить наличие предметно-развивающей среды в рамках данного направления работы. К примеру, создание групповых уголков патриотизма: оформление дидактических игр по темам: «Родину защищать», «Военные машины», «Флаг России», «Космическое путешествие», «Памятные места нашего края», «Прогулка по улицам родного города», Город славы» др.

Создание дидактических папок по темам: «Город», «Семейные реликвии», «Символы России», «Герои России», «Наш Юрий Гагарин».

Через реализацию грамотно составленного тематического и перспективного планирования идет системное усвоение дошкольниками сведений об истории страны, о ее героях, о подвигах земляков. У детей формируются положительные примеры, стремления, кумиры.

Важным направлением по патриотическому воспитанию является непосредственная работа с детьми.

Само нравственно-патриотическое воспитание не существует опосредованно, индивидуально, оно находится в тесной взаимосвязи с духовным, нравственным, эстетическим, трудовым и другими видами воспитания. Процесс формирования патриотического сознания у дошкольников достаточно сложный. Однако заложенное зерно сознания дает большие побеги в плане любви и уважения к своей Родине. Успех процесса патриотического воспитания зависит от личной увлеченности темой педагогом. Воспитатель должен гореть этой идеей, не останавливаться, развивать ее, совершенствую все новые и новые подходы по ее реализации. Данную работу необходимо проводить в разных возрастных группах. Подходы, методы и средства воспитания будут различные в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Однако важен системный подход при построении данной работы. [3]

Данную работу можно построить следующим образом:

- организовать наблюдение за предметами, имеющими ценность и красоту, которые изготовлены руками человека;

- организовать чтение книг, фильмов, показывающих героические поступки людей во имя защиты Родины;

- создавать условия, способствующие вызову чувств восхищения к героизму предков, а также возможности для выражения данных чувств (в рисовании, в пении, в танце и т. д.);

- при организации патриотических бесед способствовать выражения мнений детей, увеличение заинтересованности их данной темой;

- приглашение взрослых (интересных людей, родственников детей) для беседы с детьми по патриотической теме;

- организация познавательных программ патриотической направленно-

сти, демонстрирующих красоту природы родного края, историю развития страны, края, города, подвига защитников Отечества и так далее.

Интегрированный подход при организации занятий с детьми также позволяет затрагивать тему патриотизма в рамках музыкальных занятий, изодеятельности, развития речи, обучения грамоте и многих других направлений работы с детьми. [1]

Воспитание ребенка – патриота это общая задача детей и родителей. Поэтому необходимо в течение всего учебного года организовывать совместные мероприятия, творческие занятия с родителями. Это и мероприятия по изучению семьи ребенка, в рамках работы над генеалогически древом, семейным альбомам, это организации выставок патриотической тематики (к примеру, выстави «Семейные реликвии», фотовыставки «История семьи в истории страны»).

В данном направлении, помимо укрепления детско-родительских отношений, идет формирование патриотического сознании дошкольника. [2]

Итак, в дошкольном образовательном учреждении выстроена эффективная система работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Патриотизм – это чувство, которое важно развивать в современном обществе. Во все времена государство понимало важность работы по патриотическому воспитанию, по формированию патриотического сознания и патриотического поведения, а в настоящее время эти вопросы приобретают особую значимость.

Список литературы:

1. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов// Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2018. - № 10. – С. 11-24

2. Мима Н. А. Взаимодействие семьи и школы по патриотическому воспитанию школьников как историко-педагогическая проблема. – URL : https:// academy.ks.ua/wp-content/uploads/2014/05/36.pdf.

3. Мошнин А. Патриотическое воспитание дошкольников : проект «Салют Победы»// Дошкольное воспитание. – 2019. -№ 4. – С. 80-82.

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:

Публикация Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем екатерина машошина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные подходы в нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 22:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД