Получи документы

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

Гребенюк Ирина Викторовна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

I.Обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании

1 слайд – Титульный

2 слайд:

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

Публикация «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах

- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.

В статье мы остановимся подробнее на работе с детьми.

3 слайд:

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровые технологии.

(Примеры на каждый пункт)

4 слайд:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

• они могут знакомить с культурой здоровья;

• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

• они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

5 слайд:

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проекты различаются:

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

6 слайд:

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

• наблюдения;

• беседы;

• опыты;

• дидактические игры;

• моделирование ситуаций;

• трудовые поручения, действия.

7 слайд:

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

8 слайд:

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

9 слайд:

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

II. Обзор игровых педагогических технологий.

1 слайд - Титульный

2 слайд:

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах Дошкольного Образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС дошкольного образования для педагогов важно понять : что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

3 слайд:

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

4 слайд:

Цель игровой технологии - дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам.

Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели - педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима.

5 слайд:

Функции игры:

• развлекательная (развлечь, воодушевить, пробудить интерес)

• коммуникативная (освоение диалектики общения)

• самореализация в игре как полигоне человеческой практики

• игротерапевтическая

• диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры)

• коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

• межнациональная коммуникация (усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей)

• социализации (включение в систему общественных отношений)

6 слайд:

Лилия Васильевна Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий :

• мотивационный

• ориентационно-целевой

• содержательно-операционный

• ценностно-волевой

• оценочный

7 слайд:

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

установочный элемент

игровые ситуации

задачи игры

правила игры

игровые действия

игровое состояние

результат игры

(Примеры технологий вставить)

С введением ФГОС Дошкольного образования перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы.

8 слайд:

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательных областей. В практику развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.

9 слайд:

Интерес к виду игровых образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

10 слайд:

Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

11 слайд:

Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

12 слайд:

Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Интеграция различных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования культуры, развития способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни.

13 слайд:

Сегодня МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ в квест-игре

III. Использование игровых технологий в образовательном процессе.

«Квест – игра»

(Новая образовательная технология)

1 слайд - Титульный

Среди широко используемых в практике развития и воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

2 слайд.

Квест или приключенческая игра в современных реалиях изначально : один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

3 слайд.

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

4 слайд.

Квест-технологии широко используются в общеобразовательной школе в различных предметных циклах. В последние годы эта технология вызывает интерес в среде специалистов дошкольного образования. Имеются данные о применении данной технологии для решения задач познавательного, социально-коммуникативного развития детей, в практике физического воспитания.

5 слайд.

Действительно, дошкольные организации поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по каждой деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таким связующим компонентом и является ИГРА. Т. к. специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является игровая деятельность.

6 слайд.

Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.

По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики.

Для достижения всех своих целей, герою квеста следует должным образом использовать предметы игрового мира. Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают вам решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки.

Это способ исследования.

Полное погружение в атмосферу приключения и невероятная концентрация действий и событий – вот обязательные компоненты живого квеста, который как хороший фильм или книга, оставляет после себя яркие воспоминания и заставляет задуматься.

7 слайд.

Рассмотрим эти позиции на примере математической квест – игры «Поиск пропавшего гостя».

8 слайд.

В процессе поиска «гостя» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются знания и представления по разделам математики (цвет, форма, счёт, сравнение,вычленение лишнего, воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т. к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

9 слайд.

Во время работы детям необходимо решать задачи-загадки и тут же реализовывать их на практике. Содержание подготовительных к игре бесед и рассматривание иллюстраций, чтение приключенческих рассказов способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир приключений.

10 слайд.

Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель – найти пропавшего гостя при помощи полученной карты. Задания интеллектуального направления: головоломки, решение задач, складывание паззлов.

11 слайд.

У детей появляется желание решать задачи в игре, осмысливая их и находить решение. Далее дети, правильно сложив фото - паззлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда.

12 слайд.

Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.

13 слайд.

Процесс интеграции также присутствует в квест – игре. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости, а также формируются основные качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и самооценка.

14 слайд.

После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия и планирует, и прогнозирует результат дальнейших игр, вместе с педагогом – наставником.

15 слайд.

Ребёнок учится проводить самоанализ своих возможностей,качеств, умений

и навыков.

16 слайд.

Это тем более важно, потому что квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

17 слайд.

Квест дает возможность включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

18 слайд.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

19 слайд.

Как современная образовательная технология квест решает следующие задачи:

Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

20 слайд.

Т. е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

21 слайд. Заключительный

Учитель-дефектолог Гребенюк И. В.

Публикации по теме:

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре "Технологии и стратегии образования" ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический.

Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности Доклад Современные педагогические технологии в организации проектно- исследовательской деятельности. «Дошкольный возраст.

Игровые технологии в дошкольном образовании. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем.

Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Современные педагогические технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Современные педагогические технологии дошкольного образования СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Статья «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Булатова Айгуль Статья «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 18:26
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД