МААМ-картинки

Современные инновационные технологии в обучении дошкольников

Иванова Елена Владимировна
Современные инновационные технологии в обучении дошкольников

Проблема всестороннего развития детей дошкольного возраста является актуальной в теории и практики современной сферы дошкольного образования.

Решение данной проблемы предполагает использование современных инновационных технологий в обучении дошкольников.

Особым потенциалом в обучении детей дошкольного возраста педагогическая технология – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [20].

Публикация «Современные инновационные технологии в обучении дошкольников» размещена в разделах

ТРИЗ – это педагогическая технология, включающая в себя обучение старших дошкольников применять в своей деятельности (творческой, игровой, познавательной и др.) набор методов решения технических задач.

Основу ТРИЗ составляют 40 общих изобретательских приемов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей.

Цель использования средств ТРИЗ заключается в формировании у детей дошкольного возраста способностей и креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, способной к решению нестандартных задач.

Для эффективного развития способностей детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ, педагогу целесообразно организовать творческую деятельность обучающихся [23].

Детальность с дошкольниками с использованием технологии ТРИЗ планируются педагогом в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

Дошкольники, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что благоприятствует их дальнейшему школьному обучению.

Технология ТРИЗ реализуется посредством различных методов обучения :

1. Мозговой штурм – метод, предполагающий постановку творческой изобретательской задачи и нахождения нестандартных и креативных способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Педагог предлагает дошкольникам свои оригинальные варианты решения творческой задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

2. Синектика – метод аналогий. Различают следующие подвиды данного методов:

эмпатия (личностная аналогия) – ребенок должен представить самого себя в качестве любого предмета или явления при создании педагогом проблемной ситуации;

прямая аналогия предполагает поиск ребенком сходных процессов в различных областях жизни;

фантастическая аналогия – решение проблемы старшим дошкольником нестандартным «фантастическим» способом [20].

3. Морфологический анализ.

В работе с дошкольниками данный метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

Для морфологического анализа педагог просит детей построить таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей выступают основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Детьми предлагаются все возможные варианты.

4. Метод фокальных объектов заключается в том, что определенному объекту подбираются характеристики других, не связанных с первоначальным объектом.

Цель метода фокальных объектов – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Например, педагог предлагает детям из двух-трех слов быстро выделить свойства каждого из названных предметов или явлений [32].

5. Данетка – метод, предоставляющий возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод Робинзона, способствует формированию умения ребенка находить применение совсем ненужному предмету. Целесообразно проводить занятия в виде игры «Аукцион» в старшей группе и подготовительном классе.

Применение данного метода подразумевает учет педагогом:

1) возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;

2) уровня подготовки к обучению в школе;

3) содержания исследовательской творческой деятельности;

4) взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников;

5) личностных качеств ребенка;

6) взаимодействие семьи и школы.

7. Проблемное обучение – это активизирующий воображение дошкольников метод ТРИЗ, когда педагог в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения проблем, постоянно побуждает детей к самостоятельной деятельности. Он показывает образцы научного решения проблем, основные этапы этого процесса, а старшие дошкольники контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала.

Например, педагог предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях воображения [23].

Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.

Одной из современных инновационных технологий в обучении дошкольников являются информационно-коммуникационные.

Многообразие применения в образовательной деятельности объектов и систем, которые созданы с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ, Т. Н. Шульга предлагает структурировать в рамках трех относительно самостоятельных областей применения, к которым относятся:

1) воспитательно-образовательный процесс;

2) управление дошкольным образованием;

3) обеспечение информационной открытости системы дошкольного образования [31].

Именно данный вид классификации по областям применения четко прослеживается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7].

К задачам использования ИКТ в сфере дошкольного образования данный закон относит:

1) качественную подготовку специалистов на основе применения в учебно-воспитательном процессе инновационных информационных технологий;

2) внедрение в образовательный процесс активных методов обучения для повышения творческой и интеллектуальной мотивации дошкольников к образовательной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательных областей по ФГОС ДО;

4) приспособление ИКТ обучения к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

5) создание условий для непрерывности и преемственности в процессе обучения детей дошкольного возраста;

6) реализацию дистанционного обучения;

7) организацию работы по программно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОО [7].

Дошкольный возраст является благоприятным для познавательного развития детей посредством интерактивных средств обучения.

В частности, применение компьютерных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОО является одной из новейших и наиболее актуальных приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Использование возможностей компьютерных игр раскрывает большой потенциал педагогического воздействия на воспитание и развитие познавательных способностей старших дошкольников, создает основу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные инновационные технологии в обучении дошкольников
Опубликовано: 22 января 2024 в 18:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД