Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии»

Ляна
Конспект мастер-класса «Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии»

Здравствуйте уважаемые родители!

Я учитель-логопед, Евдокимова Ляна Михайловна!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь детям с нарушениями в развитии.

Целью работы логопеда является оказание необходимой логопедической помощи детям в ДОУ.

Многие считают, что логопед занимается только исправлением звуков речи. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия.

Система работы строится, исходя из степени выраженности речевых нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей детей по следующим направлениям:

Публикация «Конспект мастер-класса „Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии“» размещена в разделах

1. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи детей.

2. Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию, артикуляции ( например: уточка-удочка, кол-гол и т. д.).

3. Развитие связной речи и лексико-грамматического строя в соответствии с возрастными нормативами (умение строить предложения, составлять рассказы, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять предлоги, пересказывать небольшие тексты).

4. Подготовка к обучению грамоте.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие просодической стороны речи, включающее выработку выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий с детьми, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Стараюсь найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, внушить уверенность в своих силах.

Часто родители понимают, что с ребенком что-то не так, но никаких действий не предпринимают. Они считают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Но это не так. И в дальнейшем это приводит к проблемам.

Встречаются и ребята, испытывающие трудности в образовательной деятельности. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

В настоящее время все больше встречается детей с нарушениями речи различной степени выраженности (тяжести).

Классические приемы работы, к сожалению, не всегда дают хороший результат.

В современных условиях все больше появляется необходимость в использовании новых технологий для получения стойких и стабильных результатов работы. Одним из таких методов является «Мозжечковая стимуляция.

1. Симптомы мозжечковой недостаточности :

- ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

- у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

2. Особенности моторики: - угловатые, неплавные движения;

- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

1. Нарушение внимания;

2. Гиперактивность;

3. Поведенческие нарушения;

4. Нарушения координации движений, моторной неловкости, нарушения осанки;

5. Нарушении устной и письменной речи

6. Проблемах с овладением школьных навыков

7. Алалия

8. Логоневроз, заикание

9. ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

10. Расстройства аутистического спектра.

Мозжечок как важная часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела.

На своих занятиях я использую метод мозжечковой стимуляции.

Взаимодействие между двумя полушариями, развивающееся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.

В чем заключается эта работа?

В основе доска Бильгоу - балансир.

Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному.

Выполняя упражнения на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки, учит стихотворения, составляет описательный рассказ и т. д. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, нейромячами).

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Примеры упражнений.

1. Упражнения с мешочками.

1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).

2) кидать и ловить мешочки одновременно двумя руками.

3) подкидывать вверх двумя руками, одной.

4) передавать друг другу в форме квадрата, восьмерки.

2. С мячом.

1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;

2) использовать мишень, на полу;

3) отбивать мяч от пола;

4) подкидывать мяч, хлопнуть пока он летит;

Упражнения для развития фонематических процессов.

1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,

2. Определить первый (последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т. д.

Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.

1. Отгадывание загадки.

Педагог бросает мяч - ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.

2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка словообразования.

Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.

Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.

3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов

Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.

4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления

Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например, «красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.

Комплекс упражнений позволяет достичь положительной динамики в работе с детьми.

Еще один метод используемый с детьми старшего дошкольного возраста – нейроскакалка - тренажер развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Кинезиологические упражнения, суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу двумя руками. Повторить 3-5 раз не торопясь, а потом каждый раз ускоряться. Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. С первого раза некоторые движения не выполняет даже взрослый. Трудная, но при этом посильная задача и рождает поиск, а поисковая активность в свою очередь вызывает активность мозга. Кроме того, игра развивает внимание, пространственных представлений, улучшает реакцию.

Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы, который развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Таким образом, использование таких методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений.

Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:

• прыжки на батуте, фитнес мячах;

• катание на качалках;

• вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);

• удержание равновесия на балансировочных подушках;

• удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;

• прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);

• прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);

• прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.

«А стоит ли заниматься с ребенком, у которого подобные нарушения отсутствуют или еще неясно, присутствуют ли, так как он слишком мал?» - спросите вы. Думаю, что нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой это приносить ему пользу, так как эти игры помогут сформировать и развить общую и мелкую моторику.

В заключении мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов Вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку»Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку» Работа рассчитана на проведение занятия в преддверии новогодних праздников. Цель: Вызвать интерес детей к нетрадиционным методам рисования.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Советы родителям по воспитанию детей 1слайд. Читайте детям хотя бы 15 минут в день. 2слайд. Обращайтесь с ребенком вежливо, избегайте грубых и обидных слов. Ведь он копирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии»
Опубликовано: 17 января 2023 в 21:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии»» (включая файлы) размещена пользователем Ляна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД