Лучший педагог года

Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю

Анна Зеленина
Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, врачей.

В условиях логопедического пункта целесообразно тесное сотрудничество логопеда и воспитателя. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей дефектов речи, так как речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера.

Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:

Публикация «Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю» размещена в разделах

- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их речевого развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения;

- планирование работы с группой детей или ребенком по звукам и лексико-грамматическим категориям;

-закрепление правильного произношения звуков;

- овладение детьми коммуникативными средствами общения.

Для эффективной совместной работы был разработан экран-звукопроизношения «Календарь дефектов речи».

Цель: выявить дефектные звуки у детей и отразить их на экране.

На экране отображается список детей. Дефектный звук отмечается условными обозначениями:

нет звука – красным квадратиком

звук автоматизируется – заштрихованным квадратиком

звук поставлен – синим квадратиком

С помощью экрана воспитатель видит над каким звуком в этом месяце работать с ребенком и отрабатывают лексическую тему по лексико-грамматическим категориям. По заданиям учителя-логопеда в свободное время воспитатель занимается с ребенком индивидуально и с группой детей объединив их по нарушенным звукам. Когда ребенок в совершенстве усвоил звук, то на экране квадрат закрашивается синим цветом.

Например, в начале учебного года знакомлю воспитателей подготовительной группы с результатами обследования детей. На экране звукопроизношения «Календарь дефектов речи» отображаю все дефектные звуки детей, выделяя их красным цветом. Дефектное произношение заключается в отсутствии звука, замены звука, например, звук «с» произносится «ш», и неправильным произношением (неправильное положение языка «межзубное», когда между зубами кончик языка, либо язык лежит не внизу, а вверху).

Воспитатель видит, что группа детей не умеют правильно произносить свистящие, другая шипящие и т. д. В первые две недели ставлю перед воспитателями задачу отработать мышцы артикуляционного аппарата детей и развивать фонематический слух. В это время работаю на групповых и индивидуальных занятиях над постановкой звуков и отмечаю в календаре синей клеточкой поставленные звуки дошкольников. Воспитатель видит, что ребенок уже научился произносить звук и этот звук начинают автоматизировать по плану, то есть по заданиям логопеда воспитатели индивидуально, либо группой детей отрабатывают поставленный звук, а также по теме, которая идет на неделе, работают над лексико-грамматическими категориями.

Все задания, над автоматизацией звуков разрабатываю и даю воспитателям.

Автоматизация - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Автоматизация звуков проходит поэтапно. Сначала первую неделю поставленный звук необходимо закрепить изолированно! То есть, ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи каждый новый звук проходит этот этап.

Когда ребенок четко и безошибочно произносит звук изолированно, тогда переходим на слоги.

Автоматизация в слогах. Слоги бывают открытыми, закрытыми, со стечением согласных. Рекомендуется начинать с открытых слогов. Затем автоматизируем звук в словах (в начале слова, в середине и конце).В предложениях и текстах.

Но не все чистоговорки, скороговорки, стихотворения и тексты могут подойти. Например, Ула, ула, ула – я шары надумала. Ее нельзя использовать для автоматизации звука «Л», если у ребенка нет звука «Р». И на экране календаря дефектов речи четко видно, какие звуки ребенок еще не может произнести, поэтому подбираем тексты без звука «Р». Для другого ребенка, который умеет проговаривать эти звуки такая чистоговорка подойдет, и так подбирается весь речевой материал для каждого индивидуального ребенка.

Если ребенок вместо звука «Л» произносил «В», или «У», то учим дифференцировать звуки, соблюдя поэтапность.

Изолированно, в слогах, словах, в текстах, в связной речи.

Перед тем, как дифференцировать изолированно, объясняем ребенку, что звук «Л» и «В» различны по артикуляции.

Где находятся губы, когда мы произносим звук «Л»?

«Губы в улыбке».

Где находятся губы, когда мы произносим звук «В»?

«Губы находятся в улыбке», нижняя губа смыкается с верхними зубами.

Где находится язык, когда мы произносим звук «Л»?

«Язык упирается в верхние зубы» или между зубами.

(Профиль «Л» и профиль «В»). Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях и текстах.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации.

Когда ребенок в совершенстве овладел звуком, научился четко его произносить, не пропускать в словах, в речи, значит звук поставлен! На экране закрашиваю синим цветом. Воспитатель видит, что звук у ребенка поставлен и можно работать с другими звуками.

В нашем календаре 8 месяцев. В каждом месяце есть тематические недели. Поэтому, в тетради взаимодействия совместной работы с воспитателями, разрабатываю еженедельные задания по лексической теме. Отработанные на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателями не только во время НОД, но и во всех режимных моментах.

Результатом такого взаимодействия в коррекционной работе является постановка звуков и развитие всех компонентов речи дошкольника!

Публикации по теме:

В помощь воспитателю «Руки-помощники» Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики - один.

Бланки в помощь воспитателю Заведующей МБДОУ д/с № 47 ФИО заведующей От___ (Ф. И. О. родителя) Заявление Прошу сохранить место в детском.

Наблюдения на прогулках «Художественное слово в помощь воспитателю» Художественное слово в помощь воспитателю При проведении наблюдений на прогулках. Сборник стихов для детей. «Я наблюдаю…» Небо-зоопарк.

Конспект дежурства в старшей группе «Помощь воспитателю в подготовке к занятию» Тема: Цель: Помочь воспитателю в подготовке к занятию Задачи: Образовательная: приучать детей выполнять свои обязанности; Развивающая:.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Составление мнемотаблиц» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая.

Нестандартная НОД по развитию речи «Составление рассказа о предмете» Нестандартное НОД по развитию речи П. с. Учить составлять небольшой рассказ о предмете. Продолжать работу по фонематическому слуху, учить.

Консультация «Причины дефектов речи у детей» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Родительское собрание. Выступление логопеда. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

В помощь воспитателю. Плоскостное пособие по закреплению понятий о временах года и месяцахВ помощь воспитателю. Плоскостное пособие по закреплению понятий о временах года и месяцах Думаю, что не одна я столкнулась с проблемой запоминания детьми времен года и названиях месяцев. Конечно, в этом возрасте, детям понятно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление календаря дефектов речи дошкольников в помощь воспитателю
Опубликовано: 27 июня 2018 в 10:55
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД