МААМ-картинки

Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса

Максим Дрягин
Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации. Проанализированы факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, а также возможности профилактической деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье; обучающиеся; образовательная организация;

профилактика.

Публикация «Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса» размещена в разделах

Аннотация. Современное детство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование психических нарушений школьников: неконтролируемые информационные потоки, повышенный уровень ожиданий родителей, педагогов, разбалансированный режим труда и отдыха, психоэмоциональные перегрузки.

Введение. По данным исследований НИИ психиатрии Российской Федерации, распространенность основных форм психических заболеваний (неврозы, психопатии, девиантное поведение) в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом — 20–25%. Специалистами образования отмечается рост количества школьников с нервнопсихическими расстройствами, пограничными состояниями, поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности обучающихся. Профилактика психических нарушений в образовательном учреждении является актуальной в интересах сохранения психологического здоровья школьников.

Цель и объект исследования:

Цель: рассмотреть оптимальные психопрофилактические, развивающие, безопасные условия образовательной среды, способствующих минимизации стрессовых факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.

Объект исследования: участники образовательного процесса.

Психологическое здоровье — это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [5].

Участники образовательного процесса - являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся [6].

Факторы, влияющие на качество психологического благополучия школьников, разнообразны [1] :

• уровень информированности (наличие заблуждений, мифологии, своевременное обращение за психологической поддержкой);

• наличие комплекса личностных особенностей (стремление к впечатлениям, низкая стрессоустойчивость, тревожность, неуверенность, низкий самоконтроль и др.);

• особенности семейной ситуации (семейное неблагополучие, отстраненность родителей от жизни детей, несостоятельность родителей в оказании психологической помощи);

• особенности социокультурной ситуации (мода на рискованный образ жизни, наличие социальных групп с негативной направленностью, развитие социальных сетей, сообществ).

Профилактика психических нарушений у школьников может осуществляться по следующим направлениям:

для обучающихся: создание и реализация модульных образовательных программ, направленных на профилактику или коррекцию психологических нарушений; предложение элективных курсов в старших классах или использование возможностей внеурочной деятельности для младших школьников, индивидуальное консультирование как в школах, так и в других учреждениях, оказывающих психологическую поддержку, создание специальных индивидуальных и групповых программ сопровождения;

для родителей: ориентация на ресурсы семьи для оптимального удовлетворения потребностей ребенка, просвещение с целью понимания, принятия и профилактирования рисков возраста, знания тревожных поведенческих маркеров, расширение возможности получения своевременной поддержки;

• для специалистов образования : формирование компетентности в сфере понимания тревожных поведенческих маркеров обучающихся, принятие зоны ответственности за психологическое благополучие школьников, обучение правильному реагированию в разных ситуациях, знание регламента процедур (ПМПК, общения с родителями (законными представителями) по проблеме ребенка, с учреждениями других ведомств и др.). Таким образом, организация эффективного сопровождения процессов развития, обучения, воспитания, социализации детей, создание особой культуры поддержки и помощи школьнику, сохранение психологического здоровья детей является важной задачей для образовательных организаций.

Очень важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков играют классные руководители. Работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись в нескольких направлениях:

• формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом (коллективные творческие дела (подготовка к празднованию Нового года, осеннего бала, спортивным праздникам и т. д.); совместные мероприятия с родителями (туристические походы, спортивные соревнования и вечера отдыха на 23 февраля и 8 марта); организация ученического самоуправления (самостоятельная работа учащихся по организации жизни классного коллектива). Участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся

• создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, т. е. развития личности учащегося (организация ученического самоуправления (работа внутриклассных центров со сменным составом); коллективное творческое дело (посильные поручения, отвечающие склонностям учащихся); создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области); игры (развивающие, деловые, дидактические); технология "Портфолио" (папка-накопитель достижений на каждого учащегося).

• Воспитание нравственности, патриотизма, социальное партнерство.

• Работа с родителями (тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной, средней и старшей школе, профилактике нарушений психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско-родительских отношений.)

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

• Организация групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций.

• Проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня.

• Профилактика насилия.

• Форумы по различным проблемам учащихся на школьном сайте.

Направления работы классного руководителя разнообразны, но самое главное, что их объединяет - систематичность, традиционность и последовательность, связанная с возрастными особенностями учащихся [8].

Важное и сложное направление работы классного руководителя - разрешение конфликтов между учащимися, так как каждая конфликтная ситуация создает стрессовую нагрузку для всех, кто в нее втянут. Нерешенные конфликты переходят в хроническую форму, а иногда перерастают в травлю одних детей другими. В данной ситуации необходимы совместные действия родителей, учителей, представителей школьной администрации.

Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы [1]. Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Например, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессовый характер) причиной для потери душевного равновесия.

Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является эмоциональное благополучие и самих педагогов.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира»Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира» В рамках проекта, по патриотическому воспитанию «Живи и помни» посвященного 77- годовщине Победы в Великой Отечественной войне, предлагаю.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:

Публикация Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Максим Дрягин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса
Опубликовано: 14 января 2023 в 18:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД