МААМ-картинки

Содержание коммуникативной успешности

А А Кайшенова
Содержание коммуникативной успешности

.Н. Латушкина и О. Н. Степанова выделяют три аспекта коммуникативной успешности : коммуникация как общение (интеракция, коммуникация как условие интериоризации и рефлексии, коммуникация как кооперация [4].

1. Коммуникация как общение (интеракция)коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности:

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности.

• Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Публикация «Содержание коммуникативной успешности» размещена в разделах

• Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

• Уважение к иной точке зрения.

• Понимание относительности оценок.

• Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Рассматривая коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, Е. Н. Латушкина и О. Н. Степанова определяют понятие «коммуникативная задача» - психологическое образование, в структуру которого входят цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. Все особенности психологического содержания коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности объективируются в продукте ее решения - говорении и письме [4].

2. Коммуникация как условие интериоризации и рефлексии. Данную группу коммуникативной деятельности образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии:

Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

• Умение договариваться, находить общее решение.

• Умение аргументировать, убеждать и уступать.

• Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

• Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания [4].

3. Коммуникация как кооперация. Третью большую группу коммуникативной деятельности образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.

• Способность строить понятные для партнера высказывания.

• Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

• Речевое планирование и регулирование своих действий.

• Рефлексия своих действий.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности [4].

А. А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [3].

Представленные выше определения коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных компетентностей очень схожи и, по нашему мнению, позволяют нам уточнить понятие коммуникативной успешности : это основанное на индивидуально-психологических особенностях личности, ее высокой теоретической и практической подготовленности умение ставить и решать определенные задачи коммуникативного типа, обеспечивающее эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Средствами и результатом коммуникативной успешности являются коммуникативные способности личности.

Коммуникативные и когнитивные способности можно отнести к классу интегральных способностей. Обозначение родовой принадлежности коммуникативных способностей дает возможность преодолеть пробел в трактовке этого понятия, отмечаемый Г. М. Андреевой, А. А. Кидрон: отрыв представления о коммуникативных способностях от системы общих и специальных способностей [1, 3]. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений, т. е. коммуникативная успешность [5].

В. А. Ганзен к «ядерным» компонентам коммуникативных способностей относит:

коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность;

• сенситивность к социальным объектам, наблюдательность);

• когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект);

• эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи);

• конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и креативный (способность к персонализации) [2].

Следовательно, можно сделать вывод, что в структуру коммуникативной успешности входят компоненты :

• социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка др. людей, самих себя, групп и т. п.);

• гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации;

• волевые качества;

• познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;

• интеракционные умения (умение «подавать себя», умение ориентироваться на собеседника);

восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы, оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика);

• умение понимать контекст и подтекст;

• умение использовать знаковые системы в целях решения определенных коммуникативных задач.

Таким образом, средствами и результатом коммуникативной успешности являются коммуникативные способности личности.

Список использованной литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 363 с.

2. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов [Текст]/ В. А. Ганзен. – Л. : Изд-во Лениград. ун-та, 1974. – 152 с.

3. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование/А. А. Кидрон. - Дисс. канд. психол. наук. – Л., 1981. - 235 с.

4. Латушкина, Е. Н. Управление маркетинговыми коммуникациями в системе физической культуры: МонотаЛия [Текст]/ Е. Н. Латушкина, О. Н. Степанова. - М. : Прометей, 2004. - 154с.

5. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Академия, 2008. – 563с.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?»Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Вы любите играть? Простой вопрос, а сколько эмоций он вызывает! Играть любят,.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Протокол родительского собрания «Здоровый образ жизни и режим как залог успешности ребёнка» в средней группе ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» общеразвивающего вида ПРОТОКОЛ 12.12.2019 г. №2 Родительского.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

НОД «Доброта» по коммуникативной и изобразительной деятельности в подготовительной группеНОД «Доброта» по коммуникативной и изобразительной деятельности в подготовительной группе Интегрированное НОД по коммуникативной и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного приема (тычкование).Тема:"Доброта".

Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Библиотека изображений:

Публикация Содержание коммуникативной успешности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем А А Кайшенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Содержание коммуникативной успешности
Опубликовано: 17 мая 2023 в 13:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД