МААМ-картинки

Социоигровые технологии

helena grishenko
Социоигровые технологии

Социоигровые технологии

«Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе она перестает быть игрой»

Ершова А. П.

• Дошкольное детство

В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Публикация «Социоигровые технологии» размещена в разделах

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

Социоигровая технология

Это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигровая педагогика, или соци-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами) В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

• Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

• Цель социо-игровой технологии

Социо - игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и синтересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора. Дела. умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно; а т. к. работа идет в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Задачи социо-игровой технологии

• Помочь детям научиться эффективно общаться;

• Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Основные условия

• Движение – под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка, как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими). – Работа малыми группами 3-6 человек.

• Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

• Открыть широкий путь игре.

• Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.

3 составляющие социоигрового стиля :

• Смена мизансцены,

• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,

• Движение (слушают, говорят, делают) .

Принципы руководства в работе с детьми по социоигравой технологии

– Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

– Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятия страха ошибки у детей.

– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

- Смена мизансцены, то есть остановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

– Ориентация на индивидуальные открытия Дети становятся соучастниками игры.

– Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,а что трудно- то интересно.

– Движение и активность.

– Жизнь детей в малых группах, в основном шестерках, бывает в четверках и тройках.

– Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток

Формирование малых групп может идти по разным направлениям:

• спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких либо группах и в них же переходят к занятию);

• по половому признаку;

• по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);

• по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);

• по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);

• путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);

• по общему развитию (он самый продуктивный);

• по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);

Этапы работы в малых группах:

1. Объединение в микрогруппы;

2. Придумывание названия своей компании;

3. Выбор посыльного (посыльный получает задание от воспитателя и доносит его своей компании);

4. Самостоятельная работа. ;

5. Представление и обсуждение результатов детской деятельности.

Можно поделиться:

• Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т. д.)

• По цвету волос, глаз, одежды;

• Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

• Кто на каком этаже живет;

• По считалочке, вариант разрезной картинки;

• Четный - нечетный, однозначный, двухзначный номер квартиры и мн. другое;

(в младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей).

Правила

1. Один за всех и все за одного;

2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

4. Когда работаешь, не мешай другим.

5. Справился сам, помоги другу.

6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.

7. Умей принять помощь.

Авторы социоигровой технологии

Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова.

Перечень игр применимых в социоигровой технологии

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Например:

- можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение; «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу

Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения,

когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». Игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница» : вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

«Руки-ноги». Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений, хлопков, темп могут меняться. «Слова на одну букву (звук)» Игра начинается со слов «Я вижу…»

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какогонибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Примеры игр:

«Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.

«Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый, например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.

«Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.

«Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.

«Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).

«Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.

Сюжетно - ролевая игра

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Выводы

Комплексная ориентация воспитателя на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию:

Их мотивационной свободы (добровольности);

Их информационной инициативности (коммуникативности);

Их деловой компетентности (самостоятельности,

что в свою очередь ведет к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Игровые технологии в ДОУ Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое.

Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития Бойко Лариса Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития.

Социоигровые приемы .

Воспитательные технологии Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие.

Выступление на РМО «Социоигровые технологии» 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Социоигровая технология». Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала.

Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в старшей группе Подготовила: Воспитатель Раб Антонина Анатольевна «Забота о здоровье ребёнка это не просто.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Социоигровые технологии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем helena grishenko на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социоигровые технологии
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 16:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД