Лучший педагог года

Социально-значимые акции в ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания

Анастасия Аделова
Социально-значимые акции в ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.

Публикация «Социально-значимые акции в ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства. Одной из эффективных форм, направленных на достижение цели развития социальной позиции является проведение акций.

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности дошкольника, а также на его социальную адаптацию. В ходе социальных и благотворительных акций идет воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей и взрослых. Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.

Цель: Формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

Задачи:

1. Развитие нравственных и личностных качеств дошкольников.

2. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.

3. Воспитание желания сохранять и приумножить богатство своей страны.

4. Создание условий для творческой самореализации ребенка.

5. Приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром.

6. Привлечение и объединение всех участников образовательного процесса (воспитателей, детей и родителей).

7. Воспитание чувства взаимопомощи и милосердия у детей.

8. Привлечение внимания общественности к социальным проблемам.

Социально-значимые акции.

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.

Социальная акция — это привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься. Это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.

Каждая акция состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный (организационный) этап. На этом этапе педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.

2. Основной этап (практический) – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3. Аналитический этап (итоговый)- подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Принципы социально-значимых акций:

• Системность, последовательность - обязательная черта акций.

• Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.

• Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

• Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.

• Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.

В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?

1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!

2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).

3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.

4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

Социальные акции бывают различной направленности:

· исследовательские - проведение опроса разных групп населения;

· благотворительные - сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;

· патриотические - воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;

· социокультурные - влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре;

· социально–педагогические - воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо:

- помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);

- экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);

- окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);

- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).

Использование социально-значимых акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников - это одно из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Социально-значимая акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

Благодаря тому, что в акциях участвуют представители различных возрастных и социальных групп, происходит восстановление психологических связей между поколениями, воспитание толерантности и эмпатии.

Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям. Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у маленького человека.

Список используемой литературы:

1. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие / Под редакцией Н. П. Гришаевой - М. : Вентана-Граф, 2017.

2. Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие / Под ред. В. А. Деркунской. – М. : Центр педагогического образования, 2018.

3. Уварова, И. М. Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников / И. М. Уварова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Социально-значимые акции в ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Аделова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-значимые акции в ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 12:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД