Получи документы

Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях

Валерия Андреевна Ионова
Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях

ВВЕДЕНИЕ

Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

Публикация «Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях» размещена в разделах

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.

Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Цель: изучить мотивы создания замещающей семьи.

Задачи:

Дать опредение понятию «замещающая семья»;

Рассмотреть виды замещающих семей;

Определить мотивы замещающих семей;

Рассмотреть социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи.

1 Понятие «замещающая семья». Виды замещающих семей

Замещающая семья – форма семейного устройства детей вне кровной семьи; непрофессиональные семьи – семья-усыновитель и опекунская семья; профессиональные семьи – приемная семья, патронатная семья и семейная воспитательная группа (СВГ).

Опека и попечительство – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун (попечитель) является законным представителем ребенка (детей, переданного ему на воспитание, и выступает в защиту его прав и интересов без специальных полномочий. Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством) исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, ПТУ осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия.

По достижении подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижении подопечным 18-летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки (попечительства) к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату.

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т. д.

Приемная семья, детский дом семейного типа образуются на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, детского дома семейного типа, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок) на основании договора об условиях воспитания и содержания детей. Договор об условиях воспитания и содержания детей с приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа заключает управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи, детского дома семейного типа. Договор об условиях воспитания и содержания детей с родителями-воспитателями детской деревни (городка) заключает руководитель детской деревни (городка).

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

Согласно законодательству о замещающей семье, ребенок, достигший 10 лет, может быть передан в семью только с его согласия. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

2 Мотивация замещающей семьи. Оформление документов о передаче ребенка в замещающую семью

Решение стать замещающими родителями определяет комплекс мотивов.

Наиболее часто встречающиеся мотивы замещающего родительства:

Мотив реализации себя в качестве родителя. Для бездетных пар создание замещающей семьи является реальной возможностью удовлетворения потребности иметь ребенка, создать полноценную семью.

Мотив обретения смысла жизни. Потеря смысла жизни может быть обусловлена острым горем, ситуативным стрессом, нарушенными отношениями в семье, плохо сформированными коммуникативными навыками, одиночеством. Создание замещающей семьи в данном случае проблему не ликвидирует. В ситуации нормативного кризиса семьи при сохранении способности любить ребенка и исключении патологической деформации личности замещающих родителей, создание замещающей семьи на самом деле снимает проблему.

Мотив страха одинокой старости изначально предполагает договорные отношения «ты мне – я тебе». Теплота и взаимное доверие в таких отношениях отсутствует, а значит и создание замещающей семьи вряд ли будет успешным.

Мотив создания замещающей семьи в случае потери собственных детей. Создание замещающей семьи родителями, потерявшими своего ребенка, возможно, если они прожили свое горе, вышли из него и начали жить в новой реальности без ребенка.

Мотив исправить положение дел с помощью приемного ребенка. Если родитель не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него мало шансов проявиться в качестве компетентного воспитателя с ребенком, который будет иметь не меньше поведенческих проблем.

К созданию замещающей семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида, руководствуясь желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет осуществлять за ним уход. Однако приемный ребенок требует не меньше ухода и внимания, поскольку зачастую сам имеет нарушенное развитие.

Мотив «отработать» грех за сделанные в молодости аборты свойственен категории женщин, испытывающих чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готовых на принесение «жертв».

Мотив дать приемному ребенку семью помогает добиться наиболее положительного результата функционирования замещающей семьи, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни.

Основным критерием адекватной мотивации является направленность на интересы ребенка и отсутствие попыток решить с помощью создания замещающей семьи личностные или межличностные проблемы

Подготовка заключения о возможности создания замещающей семьи.

Лица, желающие взять детей на воспитание, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление, к которому должен быть приложен ряд документов: копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинское заключение о состоянии здоровья лица (лиц, желающего взять детей на воспитание; согласие других совершеннолетних членов семьи; документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; копия декларации либо иной документ о доходах за предшествующий год; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Органы опеки и попечительства либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца с момента подачи заявления проводят обследование условий жизни лица, желающего взять детей на воспитание, изучают его личностные особенности, уклад жизни и семейные традиции; оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лица, желающего взять ребенка на воспитание в семью, органы опеки и попечительства готовят заключение. При отрицательном решении и основанном на нем отказе в заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание заявителю возвращаются документы.

В случае положительного решения это заключение является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в семью. Орган опеки и попечительства представляет родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в орган опеки и попечительства пакет документов: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в семью (свидетельство о смерти родителя (родителей, копию решения суда о лишении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и др.); медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматривает срок, на который ребенок помещается в приемную семью, с учетом срока, необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Договор заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Трудовой договор заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного (распорядительного) органа и приемными родителями. Со дня заключения договоров в пятидневный срок органы опеки и попечительства обязаны выдать приемным родителям удостоверение установленного образца на срок действия этих договоров.

3 Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение включает:

1) планирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, методической и педагогической помощи семье и детям;

2) посещение родителями и детьми специалистов социально-педагогического центра согласно графику (не реже 2 раз в месяц в течение полугода) с целью выяснения динамики развития отношений в семье, анализа опыта воспитательных воздействий на ребенка, первичных рекомендаций в случае назревания конфликтных ситуаций;

3) систематическое посещение работниками СПЦ приемных семей, в ходе которого составляется акт, анализируется работа приемных родителей согласно их должностной инструкции и других документов, регламентирующих взаимоотношения в приемной семье;

4) организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями;

5) выработка у приемных родителей определенной позиции по отношению к факту расставания.

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с трудностями, отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, обусловливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для их предупреждения и преодоления необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие потребностям детей в любви, безопасности, защищенности, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности. В качестве средств воспитания будут выступать общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность.

Большинство детей, поступающих в приемные семьи, имеют отклонения в физическом, психическом и эмоционально-личностном развитии, соматические заболевания, неврозы и невротические проявления. В кризисные периоды приемной семьи (адаптации ребенка в приемной семье, возрастные кризисы в развитии ребенка) необходима особая поддержка и помощь со стороны компетентных специалистов.

При оказании помощи семье используется широкий спектр форм работы:

- индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

- групповые (консультации, тренинги для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

- коллективные (собрания, вечера, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в учреждении, организация досуга); наглядно-информационные (выпуск газет, журналов, других информационных материалов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Одним из видов работы специалистов с приемной является мониторинг – осуществление систематического учета и контроля за проявлением того или иного процесса, за реализацией деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Этапы проведения мониторинга:

сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности замещающих семей;

анализ состояния воспитания, ухода и соблюдения законных прав и интересов детей в замещающих семьях;

заключение по результатам анализа;

разработка программы сопровождения замещающей семьи.

В соответствии с «Положением о приемной семье», контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется следующим образом: в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

Изучение положения детей в замещающих семьях целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Психодиагностика ребенка (проводит социальный педагог и педагог-психолог): межличностных отношений, внутриличностных проблем, диагностика возможностей ребенка.

2. Оценка классным руководителем (воспитателем) соответствия положения ребенка в приемной семье тем или иным показателям стандартов. Оценки фиксируются в карте оценки положения ребенка в замещающей семье.

3. Анализ данных медицинского обследования осуществляется медицинским работником детского учреждения на основе медицинской карточки ребенка и его осмотра в соответствии с разработанной формой-картой результатов медицинского обследования ребенка.

4. Опрос замещающих родителей с целью сбора информации по изучаемой проблеме, оценки уровня соответствия осуществляемого воспитания стандартам положения ребенка в замещающей семье.

5. Опрос ребенка (детей, изучение условий жизни (заполняется опросный лист на каждого ребенка). Сведения о результатах контроля заносятся в акты обследования условий жизни несовершеннолетнего в приемной семье.

Накануне истечения трехмесячного срока специалисты, осуществляющие контроль за процессом адаптации ребенка в замещающей семье, вместе с приемными родителями, а при необходимости – с участием несовершеннолетнего, анализируют семейную ситуацию. Если период адаптации ребенка в замещающей семье проходит успешно – срок действия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью продлевается на определенное время, установленное по соглашению сторон. Если контроль за процессом адаптации ребенка в приемной семье выявляет невозможность дальнейшего функционирования приемной семьи, договор о передаче ребенка на воспитание не продлевается, а трудовой договор между отделом образования и приемными родителями расторгается в связи с и стечением срока договора.

Организация мониторинга положения ребенка в семье обязательно должна строиться с учетом принципов проведения мониторинга:

- систематичность и периодичность: полная оценка положения детей в замещающих семьях осуществляется 1 раз в 2 года на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье;

- конфиденциальность: полученные данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания ребенка и планирования помощи семье;

- объективность: сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса детей и замещающих родителей, обследования условий жизни, а также информации, представляемой компетентными специалистами: врачами, учителями, психологами, социальными педагогами, юристами и др. ;

- защита: оценка качества воспитания детей в замещающих семьях осуществляется с целью контроля над реализацией законных прав и интересов детей.

Таким образом, полноценное функционирование замещающей семьи во многом обусловливается тем, насколько учтены при ее создании юридические и организационные аспекты, правильно выявлены мотивы родителей, а также на каком уровне проведена их подготовка.

Этап сопровождения приемной семьи получает выражение в конкретных направлениях работы. Это оказание помощи в преодолении кризисных периодов приемной семьи, деятельность по поддержке приемных семей с неэффективной замещающей заботой и мониторинг качества функционирования приемной семьи. Оказание своевременной помощи неэффективным приемным семьям позволяет корректировать существующие проблемы семьи и предотвратить ее распад. Мониторинг качества функционирования приемной семьи позволяет выявить положение ребенка в семье, уточнить существующие проблемы, составить прогноз и наметить пути их коррекции. На основании мониторинга специалисты делают вывод о качестве ее функционирования и разрабатывают план помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе альтернативной формой устройства детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. В связи с этим встает острая проблема оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах интеграции ребенка. Одним из таких этапов является этап адаптации ребенка в замещающей семье.

Адаптация ребенка в замещающей семье - двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.

Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца, становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.

Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе.

Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Летова Н. В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003.

2. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М., 2004

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ)- М., Спарк. 2006

4. Козлова Т. З. Проблемы создания и жизнедеятельности опекунской семьи // СОЦИС. - 2009. – № 3. – С. 136–139

5. http://www.usynovite.ru/adoption_/Vremennaya_peredacha_detey/

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:

Публикация Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Андреевна Ионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях
Опубликовано: 10 июня 2023 в 10:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД