Лучший педагог года

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении

кристина ионова
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №36 "Центр развития ребенка - детский сад" г. Кемерово, Кемеровская область).

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС ДО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Публикация «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС ДО.

Субъектом сопровождения являются : взрослые (педагоги, родители) и воспитанники

Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы ДОУ.

Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.

Текущий контроль возлагается на старшего воспитателя.

Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы :

- администрация ДОУ,

- педагоги,

- медицинский работник ДОУ,

- специалисты ДОУ.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения :

-научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;

-системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

-комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : администрации, воспитателей, педагога-психолога, специалистов ДОУ и др;

-превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

-технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей в условиях реализации ФГОС ДО;

2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.

4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ :

- адаптации к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

- профилактика девиантного поведения;

- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».

5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Профилактика –предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

• разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;

• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.

Диагностическое направление - Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Консультативное направление - (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).

Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками :

- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга, сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение занятий с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.

Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.

- Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами. - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций.

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.

Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты:

1. Активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников.

2. Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и педагогов ДОУ, будут способствовать их личностному росту.

3. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

4. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса.

5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем кристина ионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 15 января 2024 в 13:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД