Папки-передвижки

Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности

Махова Фатима
Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности

Педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения. Итогом становится ситуация, когда ребенок, не умеет общаться со сверстниками, они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. На самом же деле, по моему мнению, проблема в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. Особенно четко данная проблема прослеживается в наше время, я заметила, что ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора и его родители его в этом поддерживают, тем самым, он лишается возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

Один из основных документов, регламентирующий нашу работу, ФГОС ДО гласит, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п. 2.6)

В своей работе я выделила социально-коммуникативные навыки, которые необходимо формировать в раннем дошкольном возрасте.

Именно игра, стала мне верным помощником в процессе развития социально-коммуникативных навыков и умений ребенка. Ведь игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей. Во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Одной из наиболее эффективных, используемых мною в детском саду игровых форм социально-коммуникативного развития стала театрализованная игра, которая позволяет ребенку прожить и освоить социальные роли, благодаря тому, что каждый проигранный сюжет, каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) и благодаря им, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу и принимает непосредственное участие в восстановлении справедливости, мира, добра.

Прежде всего, я стимулировала интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые были мною показаны, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В группе в свободном доступе атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Проанализировав методическую литературу по игровой театрализованной деятельности, сопоставив информацию со своими наблюдениями, я отметила, что в первую очередь нужно вызывать у детей активную реакцию, эмоциональный отклик, понимание, что такое хорошо и плохо. Вот поэтому, я стараюсь чаще читать детям различные произведения (потешки, стихотворения, прибаутки и др., затем сразу беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Кукла Маша пришла в гости", "Медвежонок заболел", "День рождения Зайчика" и др. Я стараюсь развивать у детей умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Сказка «Маша и медведь» : Машенька осталась одна - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась) и т. д. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств ребенка. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Важным средством развития социально-коммуникативных навыков детей выступают дидактические игры. Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести себя в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе обучения игре – предлагала детям самим дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Я учу детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, я помогаю детям, используя следующие приемы стимулирования игры с целью развития социально-коммуникативных навыков :

1. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, я создала альбом профессии наших родителей. С детьми мы рассматриваем его, обсуждаем что делают их папы и мамы на рабочем месте и др.

2. Побуждаю детей к развертыванию игры ( обращаюсь к малышам: «Посмотрите, к медвежонку пришли гости, давайте поможем ему накрыть стол»; побуждаю детей к принятию роли и др.). В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий (я кормлю, купаю куклу, привлекаю к игре малышей). Развиваю способности игрового общения - общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя сочувствие и уважительное отношение к партнеру).

4. Организую совместные игры детей (предлагаю игры с разным • числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяю отдельные играющие группы общим сюжетом; организую совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).

6. Учу детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.

Путем создания игровой ситуации формирую навыки безопасного поведения в быту:

«Помоги котёнку перейти дорогу»;

• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»;

• «Зайчик обжё гся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.

Мною в групповом помещении создан центр сюжетно-ролевых игр, где подобраны игры на формирование у детей раннего возраста (2-3 года) норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга, он представлен играми «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Строители» и др. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то. Именно сюжетно-ролевые игры дают возможность детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу, способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни.

Например, предлагая поиграть в «Больницу» я создаю игровую ситуацию : «Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?»

Кукла сообщает, что она заболела.

Побуждаю детей выяснить : «Что болит у Маши? Как лечить и чем лечить. Обязательно проговариваю, что по утрам нужно обязательно делать зарядку, чтобы не болеть.

Таким образом, я формирую чуткое отношение к заболевшему, вызываю сочувствие к заболевшим игрушкам и желание помочь им, умение проявить заботу.

Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного социально-коммуникативного развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности, развивает чувство самоуверенности и делает малыша более контактным со сверстниками и взрослыми. Мы играем в такие игры как: «Лохатый пес», «У медведя во бору» и др. «Дракончик ловит свой хвост» - это отличная игра для детей, способствующая сплочению группы. Игра «Передай мяч». Цель — учить взаимодействовать со сверстниками. Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Также способствует развитию социально-коммуникативных навыков игра «Спаси птенца». Цель — воспитывать заботливое отношение к окружающим

Так как конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, я использую и этот вид деятельности для формирования социально-коммуникативных навыков. В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку сочувствия, ожидания радостного и интересного: «У котика нет домика, ему холодно на улице», «Хотите помочь котику?», обязательно развиваю у детей желание помочь Котику или другому герою, помогаю объединять постройки по сюжету, обыгрывать их

Я организовываю конструктивные игры-взаимодействия, строительство башни из кубиков (Я первый кубик поставлю. А ты теперь следующий ставь на него. А теперь опять я… Бах! Упала башня. Давай снова строить, пирамидки и т. п. В дальнейшем это элементарное предметное взаимодействие можно усложнять и разнообразить, включая в него обмен не только одинаковыми, но и разнообразными действиями, сопровождая его рассказом (т. е. вводя и здесь сюжетный смысловой контекст, переводящим предметные действия в условный план:

– Помогу Ване погрузить кирпичики и отправим ее Коле (нагружаем кубики в грузовик и откатываем ее ребенку. Таким образом я воспитываю желание оказывать помощь друг другу,стараюсь поддерживать дружеские отношения; учу не мешать друг другу; воспитываю также бережное отношение к игрушкам, развиваю привычку убирать их на место.

Формирование социально-коммуникативного развития детей в группе невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Моя цель – оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям с помощью примера нравственного, чуткого отношения к каждому ребёнку, поощряя сплочённость детского и взрослого коллектива.

Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы:

1. Фотоальбом

«Моя семья»;

• дидактические альбомы «Дружба зверей»;

«Дети дружат и играют вместе»

2. Традиционные:

• родительские собрания «Игра в младшем дошкольном возрасте»;

«Знаете ли вы своего ребенка»

3. Информационно - просветительские:

подбор консультационного материала в родительском уголке:

«Сделайте вместе с детьми»

«Играем дома»,

«Игрушки учат говорить»,

«Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,

• выпуск буклетов и листовок,

Результатом совместной работы стало повышение уровня заинтересованности родителей, их активное участие в жизни группы. Они помогают нам подбирать музыкальное сопровождение к играм, изготовить или приобрести атрибуты, делятся идеями совместных встреч, дружат между собой.

Такая слаженная работа отражается и на формировании у детей необходимых качеств и свойств личности.

Список используемой литературы:

1. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с. : ил. ;

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация- сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2001.-96 с. ;

3. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА ПРЕСС, 2004-216 с. ;

4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986. - 1 12с. ;

5. Спецкурс: “Воспитание детей в игре”.

Публикации по теме:

Картотека игр, направленных на социально — коммуникативное развитие детей старшей группы 1. Дидактическая игра «Бусы» (старшая группа) Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов.

Конспект НОД по ПДД для детей раннего возраста (2–3 лет) «Социально-коммуникативное развитие» Конспект НОД по ПДД для детей раннего возраста (2-3 лет) ОО «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Формировать представление о безопасности.

Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально — коммуникативное развитие» на тему: «Безопасность на дороге» Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в дошкольной группе 4-5 лет на тему: «Безопасность.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в социально-коммуникативном развитии.

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном.

Развитие коммуникативной инициативы у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 - 4 лет в процессе игровой деятельности Подготовил: Сафьянова А. А., воспитатель МБДОУ "Детский.

Социально-коммуникативное развитие детей Основные структуры личности закладываются в период дошкольного детства ребенка, именно поэтому особая ответственность за воспитание личностных.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС «Социально-коммуникативное развитее направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности. Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» Стимулирование социально-коммуникативного.

Библиотека изображений:

Публикация Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Махова Фатима на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 19:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД