МААМ-картинки

Социальная педагогика

Валерия Андреевна Ионова
Социальная педагогика

Функции и социальные роли социального педагога

ВВЕДЕНИЕ

Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья.

Публикация «Социальная педагогика» размещена в разделах

Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центр внимания социальных педагогов – его проблемы.

Практическая деятельность социального педагога должна быть обоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: отдельный человек, семья, группа, организация.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Цель: изучение функций и социальные роли социального педагога.

Задачи:

1. Рассмотреть этический кодекс специалиста

2. Выделить функции и социальные роли социального педагога

3. Раскрыть обязанности и права социального педагога

1 Этический кодекс специалиста

Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личностных качеств, так как она основана на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи человеку. Обязательными качествами специалиста являются эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманным, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой культурой, чувством такта.

В Кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:

не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности;

уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определять пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личнос-тные возможности, эрудицию, опыт;

быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;

вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;

полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью;

уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом;

принимать плату за услуги, только добровольно предлагаемую и на законных основаниях;

не принимать ценных подарков за выполненную работу;

стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы;

основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость;

предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;

содействовать развитию благосостояния общества посредством:

а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;

б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;

в) создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;

г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

2 Функции и социальные роли социального педагога

Основными функциями социального педагога являются:

воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);

организаторская (организует социальную деятельность, инициативу, творчество; влияет на содержание досуга; помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений; влияет на взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социальной работе);

прогностическая (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социальной работе);

предупредительно-профилактическая и социаль-но-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);

организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов).

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Прежде всего, это роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами.

Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения; добивается социальной справедливости, помогает людям реализовать свои способности.

Социальный педагог является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности, побуждает людей к действию, инициативе, творчеству.

Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов в решении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.

Социальный педагог выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей, на протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем.

Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Социальный педагог является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.

Социальный педагог выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов работы с конкретным клиентом.

Социальный педагог играет роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

3 Обязанности и права социального педагога

В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога входит:

обеспечение педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты; содействие в формировании гуманных отношений в социуме;

изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения;

организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;

оказание профессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей;

представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.

Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует свои права:

представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;

собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;

возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, — изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Специальность 031300 «Социальная педагогика». Квалификация «социальный педагог».– М., 2000.– 20 с.

2. Мардахаев. Л. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-метод. пособие. – М. : Союз, 1999.– 154с

3. Профессия: социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отделения социальной педагогики / Сост. Ф. А. Мустаева. – Магнитогорск, 1994.– 24 с.

4. Социальный педагог: подготовка и деятельность/ Отв. ред. А. З. Иоголевич. – Челябинск, 1994.– 146 с.

5. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Книга для социального работника и социального педагога / Под ред. С. И. Григорьева. – М. : Изд-во АСОПиР, 1994.– 137 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Социальная акция по БДД «Детское Автокресло»Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Социальная акция по БДД "Детское Автокресло" Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма,.

Социальная акция по правилам дорожного движения «Добрый знак»Социальная акция по правилам дорожного движения «Добрый знак» Цель: привлечение внимания участников дорожного движения к проблеме безопасности детей на дорогах. Участники акции: дети подготовительной.

Социальная акция «Поздравительная открытка»Социальная акция «Поздравительная открытка» Проект краткосрочный (старшей группа) на тему: Социальная акция «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА С ДНЁМ ПОБЕДЫ!». План акции осуществлялся в.

Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью»Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью» В России 1 октября отмечается День пожилого человека. Этот праздник в последнее время становится в России и очень популярным. К этому дню.

Социальная акция «Россия — Родина Моя»Социальная акция «Россия — Родина Моя» Социальная акция «Россия – Родина Моя»Цареградская Анна Сергеевна. Девиз акции: «Мы выбираем Позитивное будущее» Цель акции: Привлечение.

Видеоролик «Социальная реклама в защиту живых ёлочек» Ролик создан детьми и педагогами для привлечения общественного внимания к социально значимой проблеме бережного отношения к елям в канун.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Социальная педагогика (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Андреевна Ионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социальная педагогика
Опубликовано: 10 июня 2023 в 16:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД