Папки-передвижки

Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Светлана Lana
Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Важнейшим условием развития социальной успешности личности мы считаем создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности. Включение ребенка в разнообразную, творческую и общественно значимую деятельность (соответствующую возрасту, общечеловеческим гуманистическим ценностям, позволяющую ребенку реализовать себя, обрести чувство успеха, уверенности в себе) рассматривается нами как необходимое условие благополучной социализации личности.

Публикация «Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах

Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

После отчисления из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выпускники сталкиваются с тем, что их мнение о беззаботной самостоятельной жизни является ошибочным, что их могут подстерегать ситуации, из которых трудно выйти, не имея определенных знаний, опыта и помощи значимого взрослого человека. Пребывание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение ряда лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения, планировать свою деятельность. У воспитанников, живущих в детских домах, развивается синдром нарушения ролевой идентификации, часто отсутствует представление о таких понятиях как партнёр, супруг, родители. Выходя из стен детского дома в самостоятельную жизнь, выпускники становятся совершенно беспомощными перед возникающими проблемами.

Процесс социализации, может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и выпускников. В связи с этим выпускнику на стадии постинтернатной адаптации необходима помощь специалистов учреждения, в котором он воспитывался.

Поэтому с целью реализации программы «Мы с тобой, выпускник», организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для успешной социализации и интеграции в общество, совершенствования системы работы учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по воспитанию, обучению, социальной адаптации воспитанников к самостоятельной жизни отделом постинтернатного сопровождения выпускников были разработаны критерии социализации выпускников и уровни адаптивности к ним.

Критерии социализации – это совокупность качественных показателей, определяющих социализацию воспитанников, т. е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить выпускнику на выходе из учреждения для успешной интеграции в современное общество.

1. Высокий уровень адаптивности. Выпускники данной категории нуждаются в поддержке в начальный период их жизнеустройства.

2. Средний уровень адаптивности. В процессе сопровождения выпускники нуждаются как в информационной, так и в социально-психологической поддержке. Социальные навыки у них сформированы недостаточно.

3. Низкий уровень адаптивности. Выпускники этой категории имеют низкие социальные навыки, не могут устроиться на работу, ведут асоциальный образ жизни. В таком случае требуется совместная работа с органами опеки и попечительства, организацией социальной защиты и, при необходимости, с привлечением органов МВД.

Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному состоянию.

Цели и задачи мониторинга уровня социализации выпускников :

- проследить динамику развития личности воспитанников;

- сформировать информационную базу уровня развития личности каждого воспитанника;

- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;

- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности воспитанников, зоны ближайшего развития, наметить пути их реализации.

При проведении мониторинга социализации выпускников анализируются:

- личные дела (социальные карты) выпускников;

- индивидуальные планы постинтернатного сопровождения выпускника;

- уровень социальной адаптации и активности сопровождаемого выпускника;

- особенности личности выпускника;

- коммуникативные способности;

- занятость выпускника (обучение, трудоустройство, досуг);

- наличие жилья;

- социально-бытовые условия проживания выпускника;

- его экономическое состояние.

В данном исследовании приняли участие 13 выпускников 2021 года. Мониторинг проводился два раза, на начало учебного года (сентябрь 2021 г.) и на конец (август 2022)

Диаграмма 1

Как видно из диаграммы 1, 2 выпускника имеют низкий уровень адаптивности есть проблемы с заниженным уровнем самооценки и эмоциональной неустойчивостью, 6 – со слабой эмоциональной устойчивостью, не уверены в собственных силах, но при этом имеют положительный потенциал; у пятерых – высокий уровень.

Большая часть выпускников имеет средний уровень коммуникативности (имеют ограниченный круг общения и не умеют конструктивно решать конфликтные ситуации).

Все выпускники обучаются в колледжах и техникумах, у 4 нет никаких проблем с учебой, 9 – имеют пропуски по некоторым предметам.

6 выпускников имели собственное жилье и необходимые предметы быта, 7- включены в список на получение жилого помещения.

Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами отдела оказывался необходимый комплекс мер, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку, а именно: диагностика профессиональной направленности и профпригодности, лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности; организованы условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде,

спортивно-массовых мероприятиях, проведение юридических консультативных занятий по вопросам семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права, по получению, замене, восстановлению утраченных документов, получению жилья.

В течение всего учебного года осуществлялось посещение выпускников по месту их учебы с целью контроля успеваемости, посещаемости занятий, также велась совместная работа с администрацией учебных заведений. В случаях отказа от дальнейшего обучения, прогулов, опозданий, проводились индивидуальные беседы с целью выявления причин нежелания учиться, направленные на восстановление интереса и мотивации к обучению.

Как видно из диаграммы 2, в результате проделанной работы, уровень социализации некоторых выпускников повысился.

Уровень социализации выпускников (август 2022 г.)

Во втором полугодии 2022 года 6 человек получили квартиры, в первом полугодии 2022 года – 2, одному выпускнику проведен косметический ремонт комнаты, благоустраиваются квартиры, выпускникам оказывается помощь в оформлении документов на квартиру.

10 выпускников закончили обучение в колледжах и техникумах Московской области. Из них 3, что составляет 30%, продолжат обучение в ВУЗах, 2 получают второе образование, 3- трудоустроены.

Поэтому надо продолжать работу по защите прав и интересов выпускников, реализации индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывать дальнейшую помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

Публикации по теме:

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Фотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образованияФотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образования Состязания проводились 16 мая в спорткомплексе ДЮСШ посёлка Плесецк с целью популяризации занятий физической культурой, повышения двигательной.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Подопечные столичных центров для детей-сирот приняли участие в экологической акции 2243370-11 Ребята из центров содействия семейному воспитанию и московских особых семейных центров второй год подряд принимают участие.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опубликовано: 6 октября 2023 в 12:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Lana на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД