МААМ-картинки

Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Елена Корякова
Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Корякова Елена Анатольевна муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 124 г. Киров.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Применительно к социальному развитию ребенка чаще всего используется именно понятие «социализация», так как оно предполагает не только усвоение человеком общепринятых образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя, то есть происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

Публикация «Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

По мнению специалиста по работе с детьми Р. Р. Калининой социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из знаний, трудовых навыков, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, позволяющие человеку комфортно и эффективно находиться в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Несмотря на это проблемы социализации современных детей не перестают волновать педагогов. Исходя из этого, была поставлена цель исследования: изучение возможностей социализации детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Базой проведения исследования по социализации детей среднего дошкольного возраста является Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 124 г. Киров. Детский сад работает на основе программы «От рождения до школы», весь воспитательно-образовательный процесс в детском центре строится в соответствии с этой программой. Также ведется работа по программе социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ» (авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих. Опытно – экспериментальная работа проходила в 3 этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент (декабрь 2022 г.);

2 этап – формирующий эксперимент (январь 2023 – март 2023 г.);

3 этап – контрольный эксперимент (апрель 2023 г.).

Для опытно - экспериментальной работы была выбрана средняя группа «Смородинка», в диагностике принимало участие 12 детей.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень социализации детей пятого года жизни.

Во ходе диагностики, на основе исследований Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, А. Г. Рузской и Е. О. Смирновой, замерялись следующие компоненты социализации :

эмоционально-оценочный – опрос воспитателей;

когнитивный - «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина);

поведенческий - наблюдение за детьми (А. М. Щетинина).

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал:

высокий уровень – 16% детей (Дмитрий Б., Карина З.) - культура поведения и культура общения этих детей устойчива, система социальных отношений положительно направлена, они понимают эмоциональное состояние других людей (детей и взрослых, умеют слушать собеседника, способны работать совместно, способен к коллективному взаимодействию, активны в общении, способны понимать других людей;

средний уровень – 34 % детей (Софья К., Иван К., Алексей К., Пелагея К.) – эти дети могут поддерживать несложную спокойную беседу, при помощи педагога могут определить эмоциональное состояние (гнев, страх, печаль, радость, удивление, интерес и т. д., определить настроение, могут адекватно выражать свои эмоции и переживания, обладает чувством эмпатии, эмоционально благополучен, пытаются придерживаться общепринятых правил, могут общаться в коллективе но имеют незначительные трудности во взаимодействии с другими детьми;

низкий уровень – 50 % детей (Вениамин Л., Макар Б., Есения П., Ольга С., Игнат К., Алена Ш.) – у этих детей выявлены затруднения в свободном общении, имеют сложности при участии в несложной беседе, имеют сложности в понимании других людей, их эмоций, ну умеют работать в паре, не готовы к коллективному взаимодействию.

Мы пришли к выводу, что у дошкольников, которые приняли участие в исследовании, преобладает недостаточный уровень социализации, что указывает на необходимость создания соответствующих педагогических условий для социализации средних дошкольников в процессе игровой деятельности.

Свою работу мы начали с обогащения в группе развивающей предметно-пространственной среды. В первую очередь нами был внесен коврик дружбы, выполненный из ярких лоскутков. Коврик дружбы нами использовался в ходе проведения утреннего круга, рефлексии после проведения игр, анализировались добрые и полезные дела, а также был предоставлен для самостоятельной деятельности детей на протяжении всего периода эксперимента. Дети могли в любое время взять его и поиграть друг с другом. Так же для группы были сделаны руками родителей цветочки настроения, для того чтобы регулировать эмоциональное состояние детей. Так после проведения игр, дети выбирали цветочек, означающий какое у них сейчас настроение. После того как ребенок показывал свое настроение, обязательно задавались вопросы: Почему? Что тебе не понравилось (понравилось). Так же для оценки соблюдения правил поведения детей для каждого ребенка нами был создан цветик-семицветик. На шкафчик ребенка вешалась середина цветка, если ребенок в течение дня соблюдал правила поведения в группе, активно принимал участие в играх ему выдавался лепесток и ребенок сам себе его наклеивал. Когда один цветок заполнялся рядом с ним появлялся новый.

В ходе формирующего эксперимента был разработан перспективный план, который включает 18 игр и игровых ситуаций : «Мы актеры», «Детский сад», «Школа дружбы», «Чистоплотные дети», «Человек среди людей», «Говори», «Ссора», «Волшебная палочка», «Хорошо или плохо?», «Мост дружбы», «Подарок», «Магазин игрушек», «Магазин вежливых слов», «Цветик-семицветик», «Мы плывем на пароходе», «Проигрывание ситуаций», «Игры-ситуации», «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

При планировании игр мы ориентировались на целевые ориентиры в аспекте ФГОС ДО:

на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности - игре, общении и др. ;

уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Игры и игровые ситуации были направлены на развитие трех компонентов социализации эмоционального, учили детей проявлять эмоциональную отзывчивость, определять эмоциональное состояние сверстников, учили детей проявлять чувствительность, умение сопереживать и быть внимательным к действиям сверстников); когнитивный учили познавать других детей, продуктивно решать разнообразные проблемы во взаимодействии с людьми, поведенческий приобщали детей к совместной деятельности, сотрудничеству, проявлять инициативу и организаторские способности.

В играх и игровых ситуациях в основном дети были активны, внимательны, старались выполнить все задания. В начале трудности испытывали Вениамин Л., Макар Б., Есения П., Ольга С., Игнат К., Алена Ш., они не всегда проявляли желание участвовать в играх, старались общаться только с теми детьми с которыми общались и раньше. В ходе проведения мероприятий мы использовали дифференцированный подход к детям, поэтому на помощь затрудняющимся детям приходили дети с высоким и средним уровнем социализации, а так же проводилась индивидуальная работа.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях социализации, а также об играх, которые можно применять для развития навыков социализации. Нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий: родительское собрание в форме круглого стола «Социализация и коммуникация детей в игре»; папку-передвижку «Учим ребёнка общаться» с целью познакомить родителей с методами воспитания разных детей; консультацию «Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки»; беседу «Игра в жизни ребенка»; родительское собрание в форме пресс-конференции «Социализация в контексте дошкольного детства». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к процессу социализации детей, а также способствовала тому, чтобы родители научились организовывать игровую деятельность детей для формирования навыков социализации. Отметим, что вначале родители не проявляли интереса к данной теме, с каждым из них была проведена индивидуальная беседа о важности данного процессе в жизни дошкольников. Постепенно родители стали интересоваться темой нашего исследования, на последнем собрании присутствовали все родители.

Для выявления динамики уровня социализации был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в логике констатирующего.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал динамику сформированности уровня социализации. После проведения игровой деятельности произошли заметные сдвиги в уровне социализации у детей среднего дошкольного возраста.

Дети стали больше проявлять интереса к совместной деятельности, в группе стало меньше конфликтов, дети стали соблюдать нормы и правила принятые в обществе. Родители стали больше внимания уделять внимания проблеме социализации дошкольников. Количественные данные показали что детей с низким уровнем социализации не выявлено, хотя до проведения формирующего эксперимента он был у половины детей, детей со средним уровнем увеличилось на 33%, с высоким уровнем на 17%.

Организованная работа по социализации детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности на наш взгляд оказала влияние на развитие дошкольников. Дети испытывали удовольствие от того, что они научились общаться друг с другом вежливо, без конфликтов, применять вежливые слова при общении, а также закрепили свои культурно-гигиенические навыки. Но еще большее удовольствие дети испытывали от правильно выполненных действий, что подтверждалось соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу являлось стимулом, побуждающим дошкольников к правильному выполнению действий.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД