МААМ-картинки

Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте

Нечаева Айнура Исмаиловна
Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте

Сообщение

«Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте».

в рамках проведения педагогического совета № 6 на тему:

«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Публикация «Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Содержание образовательной области “ Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих  целей:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач :

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач :

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов :

-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

С воспитанниками дошкольного учреждения в системе проводится образовательная деятельность по ОБЖ (используются формы проведения с учетом возрастных особенностей детей, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой.

Обучение основам ОБЖ в нашем ДОУ строиться с учетом именно игрового вида деятельности. От возраста к возрасту задачи повторяются и усложняются.

Работа с детьми начинается с раннего возраста с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему. Далее, со второй младшей группы, рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей. Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с комплексной образовательной программой «Мир открытий», реализуемой в нашем ДОУ в группах общеобразовательной направленности :

Вторая младшая группа:

• учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми.

• учить безопасно осуществлять экспериментирование с доступными для изучения материалами и веществами; практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов;

• подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации;

формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;

• закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.

Начиная со среднего возраста появляются подразделы формирования основ безопасности : Природа и безопасность. Основы экологической безопасности; Безопасность на улице; Безопасность в общении; Безопасность в помещении.

Задачи, реализуемые в средней группе:

• знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;

• предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного, способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;

• знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения; демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения; формировать элементарные представления о дорожных знаках;

• знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;

формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;

• знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;

формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;

формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий.

• знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения; учить безопасно использовать предметы быта;

• знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.

Старшая группа

формировать представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях;

• знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний период;

• знакомить детей с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие их действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;

формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;

формировать навыки экологически безопасного поведения, бережного отношения к природе и рационального природопользования.

• знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения;

формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символы, составлять схемы;

• учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;

формировать первые представления об экологически неблагоприятных ситуациях и их влиянии на здоровье людей.

• в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности;

• обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;

формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав;

формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

• закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций;

• обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности в помещении;

• расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;

• дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения;

• систематизировать и дополнять представления о работе экстренных служб, формировать практические навыки обращения за помощью;

• продолжать формировать представления об экологической безопасности помещений.

Подготовительная группа

• систематизировать знания о свойствах различных природных объектов, совершенствовать умение выявлять связанные с ними потенциально опасные ситуации;

формировать умение применять знание правил сбора растений и грибов, правила безопасности у водоемов в зимний и летний период, правила поведения, связанные с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;

• учить сопоставлять поведение реальных людей, персонажей литературных произведений, собственное поведение с правилами, выявлять степень соответствия, возможные последствия для человека и природы нарушения этих правил;

• обогащать опыт анализа естественных, специально созданных и воображаемых ситуаций, поиска путей избегания и (или) преодоления опасности;

формировать экологически безопасное поведение с учетом ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе.

формировать умение применять правила дорожного движения в ходе анализа различных ситуаций, выбирать оптимальные модели поведения;

• учить давать оценку действий участников дорожного движения с точки зрения соблюдения правил дорожного движения;

• совершенствовать умение работать с символьной, графической информацией, схемами, самостоятельно придумывать символьные обозначения, составлять схемы;

• учить детей на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут;

формировать элементарные представления об изменении дорожной ситуации в связи с различными природными явлениями (туман, дождь, снег, гололедица и др.);

формировать осознанное отношение, стремление и умение соблюдать правила безопасности на игровой площадке в ходе самостоятельной игровой, двигательной,

трудовой деятельности;

• совершенствовать умение выявлять и избегать потенциально опасные ситуации, возникающие на игровой площадке в связи с различными погодными условиями, а также на улице, в городе, связанные с неблагоприятными экологическими ситуациями.

• совершенствовать умение применять коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, формировать умение понимать побуждения партнеров по взаимодействию, выявлять проявления агрессии, недоброжелательности в свой адрес, совершенствовать навыки безопасного поведения в различных ситуациях;

• обогащать и систематизировать представления о правах ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, формировать умение выявлять факты их нарушения;

• в ходе анализа литературных произведений, моделей естественных ситуаций формировать умение безопасно действовать в различных ситуациях общения и взаимодействия;

формировать умение самостоятельно выявлять факторы потенциальной опасности в помещении, соблюдать правила безопасного поведения, выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях;

• воспитывать ответственное отношение к поддержанию порядка, соблюдению правил использования предметов быта;

• совершенствовать умение применять знание правил безопасного поведения в общественных местах;

Реализуя поставленные задачи, мы должны добиться выполнения главных целей - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Не стоит так же забывать, что формирование основ безопасности дошкольников зависит не только от оснащенности ДОУ современными оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности педагогов, от слаженности их совместной работы. Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения, а так же с родителями (законными представителями) воспитанников, позволяет успешно сформировать первоначальные понятия детей по правилам безопасного поведения.  

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя»Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.

Отчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 летОтчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 лет ВИД проекта: долгосрочный; УЧАСТНИКИ проекта: дети и их родители, воспитатель группы; ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ проекта: с сентября 2018 года по.

Фотоотчёт о взаимодействии с семьями воспитанников по формированию основ безопасности в первой младшей группеФотоотчёт о взаимодействии с семьями воспитанников по формированию основ безопасности в первой младшей группе Доброе время суток коллеги, друзья и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о взаимодействии с семьями воспитанников.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу»Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Цель: формировать понятие о пользе и вреде.

Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить»Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Актуальность проекта: Сколько лет огонь.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные»Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные» Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности Игра-квест «Юные пожарные» Составили: Орлова Т. В. воспитатель подготовительной.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Библиотека изображений:

Публикация Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нечаева Айнура Исмаиловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Задачи образовательной деятельности по формированию основ безопасности у детей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 10 января 2022 в 20:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД