Лучший педагог года

Способные дети: от рождения или в процессе развития?.

Юлия Тимофеева
Способные дети: от рождения или в процессе развития?.

Сообщение

Способные дети от рождения или в процессе развития?.

Подготовила: педагог-психолог Тимофеева Ю. А.

Образование развивает способности, но не создает их. (Вольтер)

Что же такое способности? Мы часто пользуемся этим словом, и оно кажется нам настолько понятным и обыденным, что вопрос о его значении может вы звать удивление. «Что же здесь объяснять? Это то,что обеспечивает успех в деле. И люди в этом не равны. Есть талантливые, даже гениальные». (Н. К. Крупская). Действительно, способности имеют отношение к успешному выпо лнению какой-либо деятельности. Только способности не сводятся к тем на выкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладеванию знаниями и умениями, ускоряют этот процесс.

Публикация «Способные дети: от рождения или в процессе развития?,» размещена в разделах

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями,могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музы ке, и других областях. Ранее считалось, что это дар, основанный на генетиче ской предрасположенности (если уродился талантливым, значит, раскроется но уж если нет, то ни о каком выявлении способностей ребенка не может бы ть и речи). Исследователи считают, что исходные природные различия меж ду людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки оч ень многозначительны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностя ми очень длинная дистанция – весь путь развития личности. Большое значе ние придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ребенок с богатыми интеллектуальными зада тками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полно ценным здоровьем, и не зависимо от их культурного уровня. А вот то в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформи рованы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов. Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается ро ль родителей: «Родители – важнейший элемент в системе воспитания одаре нности у детей. Однако сила у родителей не столько в том, что они дают ребе нку еще до рождения (гены, сколько в том, что они способны ему дать после рождения». Родители с восторгом встречают каждое проявление «творчес тва» ребенка. Младенец затихает при звуках песен, различает мелодии, по разному реагирует на них. И у любящих пап и мам сразу же возникает предположение: «У него, наверное, музыкальные способности». Ребенок начинает увлекаться строительством, родители ломают голову: «Может мы ошиблись в его музыкальных наклонностях, у него способности к архитекту ре?». Но и это увлечение проходит. Ребенок «переключается» на рисование, лепку; такая быстрая смена интересов,присущая большинству детей, приво дит малоопытных родителей в недоумение. А потом им вообще надоедает следить за проявлением способностей своих детей.

Почему же так трудно определить способности ребенка? Способности не да ются в готовом виде от рождения, а развиваются в единстве со знаниями, в процессе развития ребенка, становления личности. В дошкольные годы раз витие ребенка еще не закончено, его жизненный опыт невелик. Только в шко ле он получит систематические знания об окружающем мире и в полной ме ре приобщится к культуре. По мере приобретения знаний его интересы и ск лонности становятся более устойчивыми. Именно в школьные годы у ребен ка чаще всего обнаруживаются те или иные способности.

Развитие и воспитание способностей ребенка-очень ответственное и слож ное дело,осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения. Есть распростране нное убеждение, что способные дети – большая редкость, заполучить их меч тает каждая школа, вуз. Однако исследования показывают, что не все способ ности раскрываются у малышей вовремя, и если целенаправленной работы по их развитию не проводится, то они так и остаются нераскрытыми. Исклю чительно важное значение для развития способностей имеют работоспосо бность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. А. М. Горький утверждал, что своим успехом он обязан прежде всего умению работать.

Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его твор чество. Поддерживать всякое полезное начинание, особенно, если в нем про явилась смекалка. Только при общем гармоническом развитии ребенка мож но выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что дети способные не от рождения, а в процессе развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дети и музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

Фотоотчет «И мы присоединились проекту «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM»Фотоотчет «И мы присоединились проекту «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Каждый раз, когда я просматривала радостные публикации маамовцев о дружбе и переписке с детьми и воспитателями из разных мест нашей страны,.

Фотоотчет об участии в проекте «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM»Фотоотчет об участии в проекте «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда, когда я читала публикации о посткроссинге, я радовалась за коллег, деток и тоже хотела поучаствовать,.

Фотоотчёт о дружбе детей «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM»Фотоотчёт о дружбе детей «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Почтовый мост дружбы: «Саратовская область-Якутия» Уважаемые коллеги! После прочтения публикаций коллег о посткроссинге мне тоже захотелось.

И снова о детских стихах, или О чем мечтают детиИ снова о детских стихах, или О чем мечтают дети Продолжаю знакомить вас с нашим стихотворчеством. Наступило долгожданное лето и на детей сошло летнее вдохновение. Воробей сидел на ветке.

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Консультация «Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!» Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку,.

Консультация для родителей «Зачем дети играют или что таит в себе детская игра» Консультация для родителей: Подготовила Педагог-психолог Егорова Н. В. Игра свойственна всем – и людям и животным. Уже начиная.

Проект «Дружат дети всей страны!» или Снова о посткроссинге Уважаемые гости! Если вы являетесь участником Посткроссинга или еще только наблюдаете за его развитием, этот материал для Вас! При составлении.

Сценарий выпускного бала «Дети — цветы жизни, или Путешествие в цветочный город»Сценарий выпускного бала «Дети — цветы жизни, или Путешествие в цветочный город» Сценарий выпускного бала «Дети-цветы жизни» или путешествие в цветочный город звучит музыка № 1 Сценарий выпускного бала «Дети-цветы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способные дети: от рождения или в процессе развития?.
Опубликовано: 30 июля 2018 в 15:22
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД