Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Виктория Щербинина
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий : формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Виды здоровьесберегающихтехнологиий :

1. Медико-профилактические технологии

• Мониторинг здоровья

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональное питание

• Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

• Двигательный режим

• Динамические паузы

• Закаливание

• Гимнастика

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

• Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии

• Тренинги

• Релаксация

• Музыкотерапия

• Психогимнастика

• Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по областям:

«Физическая культура»

5. Просвещение родителей

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

• Консультации

• Памятки

• Презентации

Информация для стендов

• Ширмы (папки передвижки)

• Буклеты и т. д.

В целях реализации медико-профилактических технологий, здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах :

• Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада; вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

• Администрацией МБДОУведется контроль питания детей, физического развития, закаливания;

• Соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; проводятся профилактические мероприятия, (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия, использование оксолиновой мази и т. д.);

• Организуется здоровьесберегающаяпредметно-пространственная среда в ДОУ : среда оснащена техническим, спортивным и игровым оборудованием; трансформируема (изменяется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей, полифункциональна (разнообразно используются её составляющие, вариативна (наличие в группах различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, доступна и безопасна.

• Организуется медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из районной поликлиники.

В целях реализации физкультурно-оздоровительныхтехнологий :

• Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников;

• Осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (обширное умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, босохождение, точечный массаж, самомассаж, С- витаминизация, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.).

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

В целях реализации образовательных здоровьесберегающих технологий, работа ведется в следующих формах :

• Проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

• Во всех группах имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста.

• В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

• На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Представляю вашему вниманию основные формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых мною, как инструктором по физической культуре в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ:

1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

2. Корригирующие упражнения – используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;

3. Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

4. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.

5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

6. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;

7. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

8. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

9. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;

10. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

11. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.

12. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах.

13. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительных кружков.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

В нашем дошкольном учреждении реализуется проект по реализации образовательной области «Физическое развитие» - «Тропа здоровья», разработанная творческой группой МБДОУ под руководством старшего воспитателя БаровойЖ. Н. Инновационность проекта состоит в том, чтобы разработать собственную модель организации оздоровительной работы в теплый период года, которая позволит содействовать:

Воспитанию у детей возможности разностороннего применения оборудования «Тропы здоровья»;

Приобретению детьми навыков основных движений;

Совершенствованию навыков обращения с предметами;

Развитию наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствуют развитию двигательной активности.

Целью проекта является - повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса в теплый период года на «Тропе здоровья».

Задачи проекта:

• Организовать «Тропу здоровья» на территории учреждения;

• Реализовать систему мероприятий, направленных на снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

• Создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

• Организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

• Осуществлять просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в теплый период.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине мая, когда температура земли –не ниже 20С-22С, и заканчивает свою работу в конце августа.

Часть «Тропы здоровья делится на участки, которые имеют разные покрытия: большая часть поверхности –травяной покров, галька, тырса, бутовый камень, песок, каштаны. Всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы.

На «Тропе здоровья» различное оборудование: спортивное бревно, дуги для подлезания, пеньки, мостик.

Комплекс закаливающих процедур:

• Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

• Хождение босиком по траве;

• Принятие солнечных и воздушных ванн ;

• Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

• Выполнение упражнений на осанку.

Планируется использовать «Тропу здоровья» в системе в летне-оздоровительной работе. Разработать комплексы упражнений по данному проекту по каждому возрасту детей на период с середины мая по конец августа.

Совершенствовать содержание частей тропы для более продуктивного её использования.

Часть тропы использовать в холодный период в организованной деятельности по физическому развитию в помещении.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• Снижение кратности простудных заболеваний воспитанников в теплый период;

Формирование правильной осанки.

Главная цель проекта состоит в том, чтобы добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре.

Десять золотых правил здоровьесбережения :

• Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

• Повышение эффективности в работ

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:

Публикация Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Щербинина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 11:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД