МААМ-картинки

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Тонкова Елена
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

«Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах

В условиях современной реальности, в эпоху интеграции и глобализации границы между культурами и нациями стираются, нравственные ценности унифицируются. Однако потеря национальной идентичности, утрата нравственных идеалов являются оборотной стороной медали «единого мирового пространства».

Именно поэтому, в современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание ценности культурного наследия своего народа и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Руководство нашей страны в последние годы уделяет весьма значительное внимание обозначенной проблеме.

Начальная ступень образования – это дошкольное образование, где закладываются основы мировоззрения маленького человека, формируются основы личности гражданина Российской Федерации.

Именно здесь мы помогаем детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, доносим до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

• формирование нравственно-духовных особенностей личности;

• формирование чувства гордости за свою нацию;

• формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

• формирование толерантной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

И одним из первых вопросов в русле нравственно-патриотического воспитания дошкольников - это вопрос о том, как сделать процесс воспитания не только максимально эффективным, но и интересным для детей и их родителей, как полноправных участников воспитательно-образовательного процесса.

Существует немало методик и технологий нравственно– патриотического воспитания, но особое внимание сегодня, хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

«Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру общечеловеческих ценностей.

Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, т. к. музей располагает истинными ценностями.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Работа по внедрению технологии музейной педагогики в процесс формирования нравственно-патриотических ценностей протекает в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

На втором этапе детям предлагается готовый мини-музей. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини-музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната.

Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини-музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.

На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини-музея : участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини-музея.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственно-патриотического воспитания детей выделены следующие принципы:

1. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

2. Выделение образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

3. Кратковременность экскурсий

4. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

5. Доступность.

6. Наглядность.

7. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

8. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

10. Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

Методы, используемые в музейной педагогике, многообразны и подходят для детей всех возрастных групп. Это такие методы как:

• погружение в прошлое,

• манипулирование с музейными предметами,

• вопросно-ответный метод,

• интерактивный прием – использование листов активности,

• сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

• обыгрывание ситуаций,

• мини-спектакли,

• смена интерьеров,

• экскурсия по выставке,

• демонстрация экспонатов,

• эвристическая беседа и так далее.

В завершении хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для нравственно-патриотического воспитания детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них исторической памяти, толерантности к сверстникам и взрослым людям, гуманного отношения к природе, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, его определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс.

Огромную помощь в этом процессе может оказать музейная педагогика как инновационная педагогическая технология воспитании дошкольников, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога, увлекательным и занимательным для детей.

Литература

1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007.

2. С. Малюшова, Н. Здравствуй, музей/Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.

3. МаханеваМ. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.

5. Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду. – М., 2008. 256 с.

6. Рыжова Н. А. Музейная педагогика в детском саду. Исторические мини-музеи. Приложение к журналу «Дошкольное образование» №22 2010г. 6с. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

7. Оршанский Л. Г. Игрушки. Приложение к журналу «Дошкольное образование» №13 2010 год.

8. Пискорская Т. Ю. Роль традиционной культуры в декоративно-прикладном творчестве детей / Т. Ю. Пискорская // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учрежденияМузейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:

Публикация Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тонкова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Опубликовано: 3 марта 2023 в 13:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД