МААМ-картинки

Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей

Татьяна Ермакова
Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 79

Сообщение

на тему: "Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей"

Подготовила: Ермакова Т. И.

2017 г.

Игра, как мы знаем, любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет вплоть до младшего школьного возраста. Игра для детей представляет собой главный способ взаимодействия друг с другом, и поэтому выполняет функцию социализации, то есть включения в общество. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает возникающие у него негативные эмоции и чувства.

Публикация «Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей» размещена в разделах

Исследователи в области психотерапии творчеством обратили внимание на многочисленные функции и эффекты обычной игровой деятельности ребенка и выяснили, что в ней заложен огромный потенциал для оказания психологической помощи детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями. На основании этого был разработан новый метод – игровая терапия (игротерапия).

Игровая терапия разнообразна и очень интересна, методы которой позволяют очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком мал, чтобы все рассказать и объяснить, а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Игротерапия представляет собой погружение педагога в мир дошкольников.

Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития детей и возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле, решает проблемы с адаптацией в детском саду. Грамотно проведенная игра позволяет повысить самооценку у ребенка, развивать коммуникативные навыки, понизить уровень тревожности. С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Сегодня довольно часто встречаются дети с отклонениями в поведении : одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Все типы поведения можно разделить на 6 разновидностей:

1я группа - импульсивное, гиперактивное.

2я группа - демонстративное "капризы".

3я группа - протестное.

4я группа - агрессивное.

5я группа - недисциплинированное, "уход от деятельности".

6я группа - комфортное, дети-мямлики, пассивное, застенчивое.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения, так как игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В своей работе мы используем игровую деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка и осуществляем ее по нескольким направлениям:

• Игры, направленные на развитие внимания.

• Игры. направленные на развитие мышления.

• Игры, направленные на развитие подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.

• Игры, направленные на усвоение действий по образцу.

• Игры, направленные на развитие ручной моторики.

• Игры, направленные на сенсорное развитие детей.

• Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи.

Коррекция навыков общения детей с ограниченными возможностями осуществляется в игровой терапии, центрированной на ребенке. В игровую терапию навыков общения включаются развивающие игры по преодолению трудностей общения и интеграции личности в социум. Мы применяем развивающие игры согласно плану индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми в специально отведенное время.

Для успешного проведения занятий по игровой терапии навыков общения подбираем игры с учетом программных требований.

Хотелось бы уточнить, что развивающая игра – это мотивированная, педагогически целенаправленная деятельность по развитию познавательной, эмоциональной и личностной сфер у детей.

В этой связи игровая терапия – это «лечение» игрой, способ оказания помощи детям. Пока ребенок не овладел в совершенстве вербальными средствами общения, игра и игровой материал способствуют установлению эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками.

Выделяют две формы игротерапии, которые мы применяем в своей работе: направленную и ненаправленную.

Направленная (директивная) игротерапия предусматривает активное участие взрослого в игре для направления детей к социально приемлемым стандартам и нормам.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг детей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

Из практики работы я заметила важный аспект игровой терапии - это установление ограничений, которые дают детям, научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначать спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся.

Процесс установления ограничений делится на несколько этапов.

Этап 1. Признать желания, чувства и потребности ребёнка. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.

Этап 2. Сообщить ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку принять на себя ответственность и действовать соответственно.

Этап 3. Необходимо указать ребёнку приемлемую альтернативу.

Этап 4. Предъявить ребёнку ультиматум - возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.

В работе с детьми основными помощниками в игротерапии являются разные технологии, которые активно способствуют развитию познавательной сферы, и коррекции поведенческой сферы детей.

виды технологий в игротерапии

Песочная терапия — одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Музыкотерапия. Она включает в себя четыре основных направления лечебного действия: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и особенностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

Глинотерапия и пластилинотерапия. Показателями реабилитационной эффективности пластикотерапии (пластические материалы) служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность материалов (глины и пластилина) позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние. :

Сказкотерапия. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Трудотерапия. Общеукрепляющая терапия направлена на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма.

Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной игры при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в группе с комнатными растениями, весной, летом и осенью на прогулочном участке, на цветнике; также изготовление поделок).

Изотерапия. Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.

Разные технологии в игротерапии воспитывают умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Развивают творческую активность, учат мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Учат ориентироваться в духовных ценностях общества. Дают радость общения с товарищами, формируют умение сопереживать, кроме этого происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития,.

Методы, приёмы, средства и виды упражнений, активизирующие познавательную деятельность в процессе обучения математике Образовательная коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенкаРазвитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Влияние информационных технологий на познавательную активность детей Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

Использование песочной игротерапии, игр-экспериментов с для снятия психоэмоционального напряжения Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит.

Рекомендации по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста Рекомендации родителям по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста 1. Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями.

Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.

Эстафеты. Организовываем интересную и познавательную прогулку для детей.Эстафеты. Организовываем интересную и познавательную прогулку для детей. Предлагаю Вашему вниманию подборку эстафет на свежем воздухе, на участке, во время дневной прогулки. Цель: Физическая активность и веселье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей
Опубликовано: 6 марта 2017 в 20:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД