МААМ-картинки

Формирование культуры поведения детей в первой младшей группе

Надежда Кузнецова
Формирование культуры поведения детей в первой младшей группе

Актуальность проблемы:

Проблема культуры детей раннего возраста актуальная по сей день, так как раннее детство - важнейший период в становлении личности. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Публикация «Формирование культуры поведения детей в первой младшей группе» размещена в разделах

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, мы педагоги стараемся добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

В нашей группе создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Важные из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе. Так же прививаем интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

Ведется работа по воспитанию бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым.

Важной задачей в нашей работе с детьми I младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Мы - воспитатели формируем культурное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные формы : занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Для позитивного настроя обращаемся к детям по именам, доброжелательно и ласково, высказывая похвалу, применяем разные увлекательные для детей способы обучения. Воспитание культуры поведения проводится при соблюдении принципов.

Способы педагогического воздействия на детей разнообразны. Основные из них: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом правильно держать столовые ложку, в разговоре со старшими или ровесниками внимательно слушать собеседника и смотреть ему в лицо. Приучая к соблюдению правила, не только его показываем, но и контролируем точность и неукоснительность его выполнения, многократно повторяя то или иное действие.

Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом ложку или есть руками, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет.

Ребёнку необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им становимся мы- воспитатели, родители, литературный и сказочный герой.

Важным условием воспитания культурного поведения является разумность поощрения, т. е. его адекватность совершенному поступку.

Этическая беседа с детьми помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения. Такую беседу проводим с небольшой группой в 5-8 детей

Наказание применяются крайне редко. Оно должно быть направлено на возникновение у провинившегося желания поступать хорошо, исправить свой недостаток. Иногда достаточно словесного осуждения воспитателем и другими детьми его негативного поступка.

В нашей работе используем разнообразие словесных методов: рассказ, разъяснение, беседа, которые помогают осознанному изучению поведенческих правил. Реальная или сказочная история создает условия для эмоционального восприятия поведенческих правил. Ребенок переживает поведение героя, видит его хорошие или плохие поступки, узнает о том, к чему они могут привести. Для ребё нка немаловажное значение имеет позитивный конец сказки: поссорившиеся герои помирились, неумейки научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Поскольку социальный опыт ребёнка очень мал, разъясняем, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в конкретной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для этих целей используем самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг песочницы, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют сказки : например - "Репка". В ходе ее разбора обращается внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра "Солнышко и дождик". Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом для дождика и для солнца были «заклички», которыми зазывали явления природы, относились к ним с уважение и благодарностью, Т, к от дождя и от солнца зависит их богатый урожай.

В сюжетно-ролевых играх, выбрав, к примеру, профессию врача, обговариваются с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п.

Во время занятий, в других режимных моментах организуются дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: встреча гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото "Как мы одеваемся" поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида.

Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются в сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом используем как традиционные, так и новые формы работы.

Родителей постоянно держим в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада: при посещении различных общих мероприятий; периодически помещаем информацию в «Уголке для родителей»;

В течение года проводятся три родительские собрания, где информируем родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.

Беседы. Чаще всего предметом бесед становятся детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности. Темы для бесед:

-Для чего нужна дружба;

-Как избежать ссор;

-Чего боится ребенок.

Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Имеет место организация разнообразных видов совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения.

-Изготовление коллективных панно, выставок по определенным темам;

Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки, привычки, культуру поведения.

Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.

Как показывает практика, обычно такие малыши с раннего младенчества лишены активной жизненной позиции в семейном воспитании. Гипертрофированная любовь родителей сводится к тому, что ребенок не удовлетворяет свою потребность в элементарной самостоятельности. Родители не учитывают, что активность малыша является первостепенным условием его психофизического благополучия и развития. Между тем уже в начале второго года жизни у ребенка возникает стимул «Я сам!». Он хочет самостоятельно выполнять многое из того, что делает за него взрослый. Если такая возможность отсутствует, то к трем годам стимул «Я сам!» у малыша угасает, и он, привыкший к гиперопеке взрослых, в более широком социуме становится беспомощным и инертным или необузданным и своевольным. Кроме того, малышам свойственен эгоцентризм, поэтому им трудно находиться среди детей, которые тоже желают быть в центре внимания взрослых.

В условиях детского сада воспитатели уже в первые месяцы сталкиваются с необходимостью прежде всего привить такому малышу хотя бы самые элементарные навыки посильной самостоятельности, а родителей убедить в том, что это является первостепенным условием не только привыкания малыша к детскому саду, но и его психического развития.

Родителям рассказываем и объясняем, что уже к концу первого года жизни у малышей возникают так называемые «разученные» действия, своеобразные двигательные рефлексы на словесные указания взрослого, имеющие значения для формирования культуры поведения. Эти действия малыш может выполнять сам, без помощи взрослого, а только с его участием. Так дети овладевают некоторыми простейшими двигательными умениями: играют в «ладушки» по просьбе взрослого, прощаются (машут ручкой, здороваются (подают ручку, желают спокойной ночи (складывают ладошки под щечку).

Ребенок в возрасте одного года или полутора лет уже должен понимать слово «нельзя» и прекращать нежелательные действия, т. е. правильно на них реагировать.

Дети второго года жизни, овладев ходьбой, постоянно находятся в движении. Они очень подвижны, любопытны. Им хочется дойти до каждого предмета, взять в руки, рассмотреть и испробовать его скрытые свойства, понять, что с ним можно делать.

При этом быстро образующиеся условные рефлексы угасают и вновь восстанавливаются, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это значит, что любой навык формируется постепенно, изо дня в день, в определенной ситуации, будь то прием пищи, мытье рук или укладывание спать. Для маленького ребенка характерно наглядно-действенное мышление, поэтому требования взрослых он связывает с конкретной ситуацией, в которой эти требования предъявляются, и с личностью того, кто их предъявляет

На третьем году происходит дальнейшее усложнение психической жизни ребенка. В этот период уже формируются элементарные привычки управления своим поведением, возрастает подражательность, понимание установки на слова: не только на «можно» или «нельзя», но и на слово «надо». Освоение речи имеет значение не только для умственного развития, оно играет важную роль в освоении правил поведения, в формировании элементарных нравственных понятий.

В этом возрасте малыши очень чувствительны к оценкам взрослых в свой адрес. Постепенно дети начинают понимать значение слов «хороший», «молодец», «умница», в которые они вкладывают такие нравственные понятия, некрасиво как «плохо», «опасно».

Для формирования аккуратности и опрятности, кроме организации режимных моментов в группе и объяснения малышам необходимых действий, используем и показы-инсценировки: «Кукла Катя моет руки и садится обедать», «Наденем кукле чистое платье», «Купание куклы Тани» и т. п.

Но без помощи родителей сформировать у детей нужные навыки очень сложно. Родителей знакомим с порядком и способами формирования культурно-гигиенических навыков ребенка и объясняем, что этим обязательно нужно заниматься и в условиях семьи. Убеждаем родителей в необходимости воспитания посильной самостоятельности малыша. Ведь ребенок, владеющий навыками, чувствует себя в детском коллективе увереннее. У него остается значительно больше душевных сил для общения со сверстниками, интересных игр и занятий.

Навыки, полученные в ранние годы, остаются значимыми для человека на протяжении всей его жизни и, конечно, имеют прямое отношение к формированию его личности.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры поведения детей в первой младшей группе
Опубликовано: 24 августа 2020 в 15:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД