Папки-передвижки

Речевое развитие у дошкольников «Сказка учит говорить»

Складчикова Татьяна
Речевое развитие у дошкольников «Сказка учит говорить»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета

Публикация «Речевое развитие у дошкольников „Сказка учит говорить“» размещена в разделах

Для детей раннего возраста характерны: бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная») Плохая дикция. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами сказки.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).

2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления).

Для системного подхода был разработан перспективный план по работе с детьми и их родителями.

В процессе ознакомления с художественной литературой:

- дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;

- в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;

- обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоциональнооценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи;

- раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения;

- формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;

- развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.

Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной. Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах образовательной деятельности.

Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения или рассказывания (игрушки, муляжи, картинки). В своей деятельности использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. Например, при воспитании КГН и других режимных моментах.

Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы с вами подбираем, - яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование театральных атрибутов. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой:

Дидактические игры: За время работы я изготовила немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

• Театрализация сказок. В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному развитию речи.

Широко использую различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, театр шапочек, куклы «Бибабо».

С этого года я в своей работе по развитию речи детей стала использовать мнемотаблицы.

• Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая.

Этапы работы с детьми раннего возраста:

1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка- мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

• Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением.

Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического мышления. «Собери сказку», «Расскажи сказку».

• Большую роль отвожу организации развивающей предметнопространственной среде.

Работая с детьми по формированию выразительной речи, стараюсь создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

В ходе ООД часто меняю виды детской деятельности, чтобы предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия.

Система работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные выводы. Сравнительный анализ показывает уровень успешного овладения детьми коммуникативными навыками. Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками Выработалось положительное отношение к режимным моментам У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей. Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка.

Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление. При систематическом рассказывании сказок, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.

Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что в ходе проведенной работы происходит повышение качественного уровня речевого развития детей группы. Дети легче входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного, которые помогут успешной адаптации в детском саду и требованиям учебного процесса.

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Практикум для родителей «Чему нас учит сказка «Курочка Ряба» Уважаемые родители! Как вы думаете, где еще кроме стихов, пословиц, поговорок, мы можем черпать истину семейных отношений? Конечно, в сказках.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:

Публикация Речевое развитие у дошкольников «Сказка учит говорить» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Складчикова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое развитие у дошкольников «Сказка учит говорить»
Опубликовано: 25 января 2021 в 19:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД