Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (1 фото)

нат гейм
Сообщение из опыта работы «Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Гейман Наталья Александровна

Сообщение из опыта работы

«Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:

Развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Задачи:

1. Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий.

2. Умение использовать предметы-заместители.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Развитие навыка умения использования в процессе игры элементарных правил поведения.

4. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

5. В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

Детская игра имеет многовековую историю. В. А. Сухомлинский писал: «Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащения внутреннего содержания».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

В программе «От рождения до школы»/ под редакцией

М. Васильевой / определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей : умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы мы помогаем детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями. Чтобы научить детей играть, при руководстве игрой мы включаем взаимосвязанные компоненты игровых технологий : обучающие игры, игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками, дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию предметно-развивающей среды.

Виды игр:

Сюжетно-ролевая игра:

Способствуем возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Во время проведения сюжетно-ролевой игры показываем детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры; учим детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки)

Театрализованная игра:

Побуждаем интерес детей к театрализованной игре, создаём условия для ее проведения; развиваем умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей; завлекаем детей образным преподнесением художественного материала (сказки, песенки, музыкальной игры, попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах – по ходу рассказывания сказки, фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведением целиком и др.)

Дидактическая игра

В дидактические игры играем вместе с детьми: подбираем предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов, собираем пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. В совместных дидактических играх мы учим детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Подвижная игра

Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаем основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру даём в правильной дозировке, которые развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).

Для успешного физического развития, игры и развлечения подбираются соответственно возрасту детей и несут посильную для него нагрузку. Игры хорошо знаем, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и чётко выполнить движения, входящие в игру.

Детей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны, забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Для выполнения поставленных задач и чтобы научить детей играть, мы решили использовать сюжетно-ролевые игры. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях:

1. Создание необходимой игровой среды

2. Непосредственное руководство играми детей

Жизнь ребенка в нашей группе, проходит с обязательным включением игры. Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности, игры-занятия во второй половине дня и дома. Для правильной организации игровой деятельности детей в домашних условиях мы подобрали рекомендации для родителей по оборудованию домашнего игрового уголка. Были разработаны консультации для родителей «Как научить ребёнка играть», «Какие игрушки нужны детям». Составили памятку для родителей: «Советы родителям».

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Главное место отводится игровой деятельности детей : созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малойподвижности. Планируются дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

На прогулке мы планируем не только условия для возникновения и развития игр детей, но и сами играем с детьми. В календарном плане указываем тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре принимает участие вся группа. Игры планируются с учётом сезона, состояния погоды, в плане определяется название и цель игры.

Наши занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Все задачи, приемы, методы, материалы, оборудование мы прописываем в плане работы.

Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность детей. В календарном плане мы отражаем не только создание условий для развёртывания сюжетно-отобразительных игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями мы планируем условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. Также мы планируем своё личное участие в играх детей : игры со строительным материалом, игры-драматизации, различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры).

Затем мы проанализировали предметно-игровую среду в группе. В нашей группе мы постарались создать все условия для развития детей младшего дошкольного возраста. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе под редакцией М. А. Васильевой, "От рождения до школы" : -)Удовлетворять потребность ребёнка в движенииjoke Формировать положительный эмоциональный настрой; -)В достаточном ассортименте в группе представлен игровой материал для познавательного развития детей (различного рода мозаики, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, разноцветные кубики, игрушки –шнуровки, лото по разным темам, настольно-печатные игры. Есть игровой материал для сюжетных игр детей (это куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра и т. д.). В группе имеется оборудование для музыкального развития детей (магнитофон, игрушечные музыкальные инструменты : бубны, дудочки, пианино, гитара и др.). В группе большой ассортимент технических игрушек: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания. В зонах "Жилая комната", "Парикмахерская", "Уголок ряженья" собраны игрушки и предметы, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Все игрушки и материалы для работы и игры доступны детям и соответствуют возможностям и особенностям игровой деятельности.

В процессе работы, большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, приёмам общения, развивалось умение анализировать причины конфликтов и вырабатывалось умение самостоятельно их регулировать.

Уже трех- четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живёт в своём домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».

Работа по формированию игровых умений младших дошкольников строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. Чтобы у детей имелись представления о труде взрослых, проводились экскурсии по детскому саду и с помощью родителей ( например: посещения аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, больницы).

Следующий этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре.

По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в магазин. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показывали пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включали куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

Художественная литература универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково – познавательной, исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогли в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек». У детей пополнились ранее полученные знания о труде врача, они познакомились с трудом медицинской сестры, общаясь у нихразвивается речь. Формировали у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировали творческую активность детей в игре; обучили новым игровым действия, умениям обращаться с атрибутами-игрушками медицинского назначения. Провели экскурсию с детьми в кабинет медицинской сестры.

В игре «Строим дом»- знакомили детей со строительными профессиями, обращали внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научили детей сооружать постройку несложной конструкции. Обогащали игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощряли попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Развивали умение общаться, договариваться друг с другом.

В игре «День рождение куклы» - знакомили детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; развивали умение правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащали содержание игр, способствовали развитию игровых умений, объединению детей для совместных игр, обогащали словарный запас. Развивали умение действовать с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий.

В сюжетно-ролевой игре «Семья»- обогащали социально- игровой опыт между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья»; закрепляли представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомили детей с разной посудой : кухонной, столовой и чайной. Беседовали о бережном отношении с игрушками. Формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

В игре «Магазин»- знакомили детей с работой продавца, прививали элементы навыков социального общения. Развивали умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.

Перед тем, как начать играть в игру «Детский сад»- провели экскурсию по детскому саду. Понаблюдали за трудом: кладовщика, прачки, помощника воспитателя. Побеседовали с детьми на тему: «Кто заботится о нас в детском саду». Почитали детям: А. Барто «Игрушки»,Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей», Раздел «В детском саду»

Постоянно усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов). Обогащаем игровые умения, опыт детей посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания своевременной помощи советом, показом.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает детей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью используются вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводиться показу действий с теми или иными игрушками. Предварительно приготавливаем несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводим их в игры. Каждый набор обязательно обыгрываем, например, достаём заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями, надеваем белую шапочку и на глазах у детей начинаем играть, принимая на себя роль «доктора» : «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Игра, естественно, привлекает детей. Теперь детей можно вовлечь в нее : «Алиса, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор полечу ее». Процедура «лечения» повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также наряду с куклами можно «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Саша, давай, как будто ты заболел и тоже пришёл в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры спрашиваем детей : «Кто теперь хочет быть доктором? Соня? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей» Во время игры неоднократно называем свою игровую роль, связывая её со специфическими ролевыми действиями, проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы». Очень важно, чтобы к куклам и мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Используем и такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так, во время игры с куклой говорим: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться. Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем сами последовательно одеваем куклу. Дети наблюдают за нашими действиями. Чтобы закрепить навыки, предлагаем повторить наши действия. В начале детям требуется помощь, а затем они учатся самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращается внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активнее участвовать в игре. Роль взрослого руководить скрыто. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами игры».

В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Некоторые дети вообще не умеют играть. К ним применяются индивидуальные приемы. Стараемся помочь им сплотиться в единый коллектив. Для этого с каждым ребенком проводятся мини игры, обучаем предметным действиям, помогаем справиться со сложными действиями. Постепенно вовлекаем в игры разных по темпераменту детей, даём им разные задания. Возникают небольшие группы, дети начинают проявлять внимание друг к другу, доброжелательность, учатся уступать игрушки товарищам.

Дети с удовольствием выбирают роли, игрушки, стали более самостоятельными, умело действуют предметами. Умеют взаимодействовать друг с другом, бывают конфликты, могут не поделить игрушку, но развиваем умение не обижать друг друга, а уступать. Дети к концу второй младшей группы будут охотно вступать во взаимодействие со сверстником, проявлять активность, самостоятельность, творчество, внимание к партнёрам, взаимопомощь.

Игра-это серьёзно, чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу-время, а потехе-час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт мир.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 07:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем нат гейм на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД