МААМ-картинки

Служба медиации в социальном учреждении

Анна Журавлева
Служба медиации в социальном учреждении

Речь к презентации

1 слайд.

Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Анна Геннадьевна Журавлева, я методист Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 3»

Мне очень приятно присутствовать на таком важном мероприятии и тем более участвовать в нем.

Моя тема сегодняшнего выступления: «Основные направления и перспективы развития службы медиации в учреждении социального обслуживания»

3 слайд.

Публикация «Служба медиации в социальном учреждении» размещена в разделах

Прежде чем я расскажу о том, что такое служба медиации в нашем учреждении. Хочу немного углубится в историю возникновения.

Откуда возникла медиация? Вопрос риторический и на него есть как это не странно для истории точный ответ. В священном Писании сказано "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не вверг бы тебя в темницу" (Мф. 5.25).

Как только появились первые конфликты, возникла медиация. Только называлась она «предложением добрых услуг», "посредничеством", «ходатайством». С давних пор люди знали, что разногласия и серьёзные вопросы лучше решать переговорами.

Методы примирения первыми использовали вожди и жрецы. Так они пресекали убийства и насилие, которые угрожали племени.

Княжеские споры и междоусобицы в древней Руси также решались при участии посредников, которые были в основном из духовенства. В начале XIX века действовали коммерческие суды в форме примирительного разбирательства. В отчётах тех лет появилось слово «медиатор» и даже отмечалось полезность участия медиатора в торговых спорах.

В современном понимании медиация появилась в США в 20-30х годах, в Европе в 70-80х годах XX века.

Медиация переводится с английского как посредничество. Это примирительная процедура путем переговоров конфликтующих сторон с участием медиатора (посредника). Её цель — прийти к взаимовыгодному соглашению сторон по спорным вопросам.

В России термин АРС – альтернативное разрешение споров появился после распада Советского Союза в середине 90-х годов.

2002 в арбитражном процессуальном кодексе появилась первая статья, которая разрешала обращаться к посреднику для разрешения спора.

4 слайд

В наше время нормативным актом, регулирующим проведение процедуры медиации, является Федеральный закон № №193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) вступил в силу с 1 января 2011 года.

Значение Закона о медиации для практики

1. Медиация как новый для России институт применяется для урегулирования правовых споров

2. Закреплены правовые основы обеспечения практики медиации

3. Определены общие правила проведения процедуры

4. Созданы условия формирования независимого профессионального корпуса медиаторов (в том числе в сфере саморегулирования деятельности, медиаторов и организаций, оказывающих содействие в обеспечении проведении процедуры медиации).

Так что же такое медиация в наше время? И зачем же она нужна в социальных учреждениях?

Медиация – это переговоры с участием третьей нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих (всех) сторон.

К сожалению ни один человек не может прожить свою жизнь ни разу не вступив в конфликт. Социальные учреждения - это особый мир своеобразная модель социума, где собрались дети, бывают родители (законные представители, воспитатели, специалисты, и другой вспомогательный персонал. Все эти люди очень разны по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию и другому общественному положению. Они находятся рядом друг с другом до 7 и более часов день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, а другие вступают в конфронтации. Конфликты могут возникать, между детьми, сотрудниками учреждения, сотрудниками и родителями. Конфликты могут быть самыми разными, от легких форм – на несколько минут, до серьезных проблем, типо буллинга, который затягивается не на один месяц. Иногда для решения споров без третьей стороны не обойтись и тогда можно прибегнуть

5 слайд

к службе медиации в социальных учреждениях в качестве медиатора могут выступать дипломированный психолог, либо прошедший специальное обучение социальный педагог, воспитатель, педагог дополнительного образования. подобные ситуации случаются нередко. Поэтому для работников социальных учреждений так важно владеть медиацией. В социальном учреждении как и в любом коллективе формируются несколько групп, отстаивающих деамитрально противоположные точки зрения и здесь необходимо прибегнуть к службе медиации, Ведь от возможности мирно решать споры зависит не только психоэмоциональное состояние оппонентов, но и в целом микроклимат в социальном учреждении.

Наиболее сложной ситуацией при решении споров встречается в детских социальных учреждениях, домах ребенка, приютах, школах-интернатах, несовершеннолетние оставшиеся без попечения родителей, зачастую проявляют необоснованную агрессию по отношению к окружающему миру. В том числе к другим воспитанникам социального учреждения. Здесь стоит отметить, что своевременная медиация имеет жизненно важное значение, ведь после разрешения спора оппонентам необходимо проживать достаточно продолжительное время. Поэтому медиатору стоит не только примерить детей, но и настроить на позитивный лад и нормальное общение. В психоневрологических интернатах, пансионатах, и других подобных социальных учреждениях люди нуждаются в медиативной поддержке, чтобы позаботится о здоровье и духовном равновесии своих подопечных. Ведь у каждого из их давно сформировались определенные взгляды на жизнь, характер, своя точка зрения на те или иные вещи. Не удивительно, что в социальных учреждениях периодически возникают спорные ситуации. Из которых они не могут самостоятельно выйти.

6 слайд

Как же проходит этапы медиации?

Вот вы можете на слайде увидеть, что сначала возникает конфликт, потом обращение в службу медиации

- личная встреча с одной стороной

- личная встреча с другой стороной

- совместная встреча с медиатором

- договоренность (на этом этапе заключается медиативное соглашение)

- выполнение соглашения

7слайд

Кто же такой медиатор?

Медиатор - это независимый от ситуации человек, привлекаемый сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора, а так же специалист, освоивший программу дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 часов по основам медиации (примирения).

Функции медиатора.

Это Беспристрастный организатор Медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров, подготавливает помещение, бумагу, ручки. Важно предусмотерть, где будет находиться сторона в кокусе. (так называемая конфиденциальная беседа с каждой стороной по очереди). В этой роли он помогает сторонам договориться о процедуре ведения пере-говоров, а далее поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений.

Медиатор- это Активный слушатель Медиатору следует понимать как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем продемонстрировать спорящим, что он их действительно услышал.

Медиатор –это Анализирующий конфликт Выступая в этой роли, он старается, чтобы стороны высказали имеющуюся информацию и все имеющиеся точки зрения на предмет спора, Для такого анализа медиатор вначале выслушивает все стороны, а затем задаёт им вопросы по поводу тех или иных обстоятельств спора.

Медиатор должен так разворачивать информацию сторонам, чтобы они увидели, в чём они сходятся, а в чём их разногласия. Задача показать сторонам интересы, стоящие за их позициями.

Проверка на реалистичность

Медиатор контролирует реалистичность высказываемых идей, реализуемость предложений, наличие обсуждаемых ресурсов и выполнимость принятых соглашений.

Адвокат дьявола

Необходима медиатору, когда стороны приходят в тупик.

Быть «адвокатом дьявола» значит, задавая определенные вопросы, «заставить» сторону посмотреть на ситуацию в самом невыгодном для неё исходе, к которому сторона идёт в результате своей жёсткой позиции.

Генератор идей

В этой роли он пытается помочь спорщикам найти иные решения, чем те, которые до сих пор ими рассматривались.

Расширитель ресурсов

Медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию, одинаково полезную для обеих сторон. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов.

Обучающий ведению переговоров

В этой роли посреднику надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры и пытаются применять запрещённые приёмы, иногда они демонстрируют "фальшивые эмоции", вводят ложную информацию, выдвигают чрезмерные требования, чтобы заставить противоположную сторону принять их позицию.

Помогающий в составлении соглашения

Медиатор отслеживает корректность составления и полноту содержания соглашения. Он уточняет у сторон, как они понимают то, что фиксируется, и просит однозначно и конкретно ясным языком формулировать взаимные обязательства.

Хранитель психологического климата

Эта функция тесно связана с функцией организатора процесса. Роль- поддерживать пусть жёсткое, но конструктивное взаимодействие между сторонами, избегая взаимных оскорблений и унижения сторон.

Эту функцию медиатор должен выполнять на протяжении всей медиации.

8 слайд

Какие же принципы у службы медиации?

При проведении восстановительной медиации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Добровольность.

Вступление всех участников в процесс медиации является добровольным. Все решения принимаются только по взаимному согласию сторон. Каждая из сторон вправе в любой момент прервать процесс медиации

2. Нейтральность, беспристрастность медиатора.

Медиатор сохраняет нейтральное, беспристрастное отношение к каждому участнику, обеспечивает им равное право участия в переговорах.

3. Равноправие сторон.

Обе стороны имеют одинаковые право высказывать свое мнение, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.

4. Конфиденциальность.

Вопросы, обсуждаемые во время медиации, не выносятся участниками за пределы встречи. Медиатор вправе предоставлять одной из сторон только ту информацию о другой стороне, которую последний разрешил озвучить.

9 слайд

В 2021 году, совсем недавно в Санкт-Петербургском Государственном Институте Психологии и социальной работы по курсу «Применение медиационных технологий в работе специалистов в организациях для детей -сирот, оставшихся без попечения родителей» прошли обучение наши сотрудники педагог-психолог Бугрим Дарья Сергеевна и социальный педагог (сейчас временно исполняющий обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Яшникова Светлана Алексеевна, после чего в нашем социальном учреждении «Доме –интернате для детей с отклонениями в умственном развитии № 3» с апреля 2021 года существует служба медиации. Это служба молодая, но на наш взгляд очень полезная и эффективно действующая по той простой причине, что в мы всегда можем обратится в службу медиации если возникает какой либо спор или межличностные конфликты.

10 слайд

Цель службы медиации в организации - это

Создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности воспитанников, развитие участниками воспитательного процесса знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, улучшение качества жизни всех участников воспитательных отношений.

Задачи:

Осуществление информационно-просветительской деятельности с участниками воспитательного процесса.

Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников воспитательного процесса.

Оказание помощи участникам воспитательного процесса в решении конфликтных ситуаций.

11 слайд

Мы руководствуемся данными документами, которые представлены на слайде.

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Федеральный закон о Российской Федерации т 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) N ДГ-375/07 от 28 апреля 2020 года «О направлении методических рекомендаций».

Устав Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 3» от 27.11.2017 г.

Положение о Санкт-Петербургском государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» от 30.11.2017 г.

12 слайд

Формы работы службы медиации в ДДИ-3

• Цикл коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками по профилактике конфликтов, развитию коммуникативной компетентности.

• Просветительские мероприятия для сотрудников ДДИ-3 по вопросам медиации и профилактике конфликтов.

• Просветительские мероприятия для сотрудников ДДИ-3 по вопросам медиации и профилактике конфликтов.

13 слайд

Хочу немного остановится на первом пункте это цикл коррекционных занятий с воспитанниками ДДИ.

Поскольку наши дети имеют тяжелые множественные нарушения в развитии, среднюю тяжелую, глубокую степень интеллектуальных нарушений, то мы НЕ можем привлекать детей обращаться в службу медиации, но они как и сотрудники имеют споры и иногда между ними возникают конфликты, мы нашли выход из данной ситуации и программу «друзья Зиппи», где дети так же могут при помощи коррекционных занятий со специалистами которые прошли обучение по данной программе, найти выход из конфликтной ситуации или спора.

Данная программа учит детей владеть своими эмоциями и понимать чувства других людей. В ней есть 6 модулей

Модуль 1- чувства Модуль 2- коммуникации Модуль 3- дружба Модуль 4- разрешение конфликтов Модуль 5- перемены и потери Модуль 6 – мы справимся

Это не реклама, я повторюсь, что просто мы так нашли для нашего учреждения именно такой выход из конфликтной ситуации для наших детей.

Подводя итог, можно сказать, что сложные конфликтные ситуации в социальной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Задача медиатора не только урегулировать возникший конфликт, но еще и создать дружественную атмосферу в учреждении и вести работу по предупреждению конфликта. И я желаю, чтобы и в вашей жизни было как можно меньше конфликтных ситуаций.

14 лайд

Одно из просветительских мероприятий для сотрудников ДДИ-3 по вопросам медиации и профилактике конфликтов.

15 слайд

Спасибо всем за внимание.

Если есть вопросы, готова выслушать.

Спасибо за вопрос.

Пример

Если позволите хочу привести вам пример из нашей практики

Не называя имен и фамилий, поскольку по принципу конфедициальности мы не имеем право этого делать, могу поделится небольшой практикой работы службы медиации.

Если возникает конфликтная или спорная ситуация, которая произошла у нас среди педагогов в группе. На уровне межличностного взаимодействия. Педагоги не находили общий язык и у них всегда были разногласия по работе. Видя данную ситуацию мы предложили коллегам обратится в службу медиации, уточнили одну сторону, потом другую. Никто не был против. И обе стороны написали заявку на участие в процедуре медиации по разрешению конфликтной ситуации.

Медиатор, как и полагается выбрал день, время, обговорил все нюансы с одной стороной, потом с другой. Оказалось, что конфликт зашел очень далеко стороны не как не хотели обговаривать это на третьем этапе, когда все собираются месте. Что сделала наш модератор, она как квалифицированный психолог провела тренинг и выдержала время. После чего стороны пришли к мнению, чтобы дальше работать в положительной обстановке, необходимо разрешить конфликт. Обе стороны были приглашены на третий этап. После чего заключили Медиативное соглашение, которое было подписано. Тут конечно сыграла роль, когда человек открыто передает свои мысли другому и не остается недосказанности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Школьная служба медиации: от идеи к действиямШкольная служба медиации: от идеи к действиям Попов Андрей Александрович руководитель школьной службы медиации, медиатор-практик, педагог-психолог Попова Регина Николаевна специалист.

«Военная служба». Сценарий праздника к Дню защитника Отечества Ведущая: Сегодня мы отмечаем важный государственный праздник - День Защитника Отечества. Этот праздник всех военных. Они защищают нашу Родину,.

Мероприятие в подготовительной к школе группе «Что такое пожарная служба?»Мероприятие в подготовительной к школе группе «Что такое пожарная служба?» На кануне Дня пожарной службы в подготовительной к школе группе было проведено интересное и познавательное занятие "Что такое пожарная служба?.

Фотоотчёт о социальном партнёрстве «Вкусные чтения»Фотоотчёт о социальном партнёрстве «Вкусные чтения» Система образования в нашей стране переживает этап реформирования. Накопленный в разных регионах страны практический опыт решения активных.

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире «Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал: Картинки с.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Конспект занятия по ОБЖ с использованием методического пособия «112 Единая служба спасения»Конспект занятия по ОБЖ с использованием методического пособия «112 Единая служба спасения» Цель: Познакомить детей со службами спасения " 01", " 02", " 03", " 04". Задачи: - Учить детей рассказывать по предложенным картинкам,.

Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба»Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба» Назначение: данную работу можно выполнить с детьми при изучении темы "Профессии" и на занятиях по ОБЖ. Задачи: - закрепить навыки работы.

Наглядное дидактическое пособие по пожарной безопасности для воспитанников и их родителей «Служба 01»Наглядное дидактическое пособие по пожарной безопасности для воспитанников и их родителей «Служба 01» Данное пособие служит как наглядность для детей на занятии по ОБЖ,и расположено в свободном доступе для родителей. Каждый желающий может.

Сценарий утренника «Новогодняя служба спасения»Сценарий утренника «Новогодняя служба спасения» «НОВОГОДНЯЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ» Ведущая: Дорогие папы, мамы! Мы спешим поздравить всех! Пусть придут в году грядущем к вам удача и успех.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Служба медиации в социальном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Журавлева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Служба медиации в социальном учреждении
Опубликовано: 12 мая 2022 в 20:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД