МААМ-картинки

Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников

Маргарита Шалашова
Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Публикация «Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширений знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Значение использования словесных методов в экологическом воспитании

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа – и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Виды словесных методов.

Рассказ воспитателя

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа с детьми.

Исходя из дидактических задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др., другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа – это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям : “Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?” Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: “Почему грачи прилетают раньше других птиц?” Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: “Почему не все птицы прилетают одновременно?”. Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: “Да”, “Нет”. Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Использование художественной литературы

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. Встречи

с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины.

У детей дошкольного возраста это прежде всего выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т. д.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

При встрече ребенка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребенок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

При рациональном сочетании разных видов деятельности, возможно добиться успехов в экологическом воспитании и образовании.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка “Первая охота” В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки “Чьи это ноги?”, “Кто чем поет?”, “Чей нос лучше?”, “Хвосты”. Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему.

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ “Под снегом на лугу”. Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе – сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны

использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший “признак мышления” – способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей.

Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.

Приведем примеры, в которых можно проследить, как постепенно усложняется содержание логических задач.

Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.

Используя момент заинтересованности детей, педагог предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. Так завязывается интересная переписка, которая продолжается в старшей и подготовительной к школе группах. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года.

В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для

раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать.

Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы : предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем “подталкивает” ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.

В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи

Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.

Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к

пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания – от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.

Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.

Использование фольклора в экологическом воспитании

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки : Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы : Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

Надеемся, что предлагаемая система работы даст возможность иметь хорошие результаты музыкального развития и экологической культуры воспитанников.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы учитель не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.

Несомненно, что на этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность живых организмов к среде обитания, пищевые, информационные и некоторые другие связи в природе, поскольку они отвечают интересам ребенка и являются приоритетным и важнейшим предметом изучения в начальной школе.

Неоценимую помощь в этом процессе может оказать обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней.

Воспитатель в своей практике используют загадки – древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, педагог может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие-В познание окружающего мира.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей. Велика

польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработке хорошей дикции. На уроках, экскурсиях используются скороговорки со словами, связанные с природоведением. Прослушав ее, дети в игровой форме повторяют все слова скороговорки увеличивая темп и силу голоса, а учитель может выступать в роли дирижера.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Соревнование в рассказывании считалок обучают детскому артистизму, заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, добиваться права вести пересчет по детским написанным законам. Это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверенны остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возрастаФормы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки.

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы) Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы). 1. Особенности экологического.

Мастер-класс для педагогов «Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников» Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее становление человека, но результат его может найти.

Методическая разработка «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Методическая разработка Статья на тему "Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Родина, Отечество… В корнях.

Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников» Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию.

Панорама педагогических достижений «Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма» «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы растём. И берёзки у дороги По которой мы идём» В. Степанов Патриотическое воспитание дошкольников.

Психологическая основа экологического воспитания дошкольников Консультация для педагогов: «Психологическая основа экологического воспитания дошкольников» Кошелева О. А. педагог-психолог.

Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания. Театрализованная деятельность включает в себя: 1. Этюды.

Средства экологического воспитания дошкольников Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих.

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2019 в 17:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Шалашова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД