МААМ-картинки

Консультация для родителей «Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать»

Оксана Пичугина
Консультация для родителей «Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать»

Уровень развития речи, объем и качество словарного запаса ребенка напрямую связаны с готовностью к школе. Тема всегда актуальна, и сегодня мы расскажем об этом подробнее.

Сформировать хороший словарь за год-два до школы невозможно. Это длительный и поступательный процесс. С самого раннего возраста малыши постепенно запоминают слова и их значения, учатся правильно их использовать, соотносить с предметами и действиями.

Публикация «Консультация для родителей „Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать“» размещена в разделах

В возрасте 6-7 лет завершается дошкольный период развития — считается, что ребенок готов к систематическому обучению. У него в достаточной степени сформированы звукопроизношение, фонематический слух, он активно знакомится с грамматическим строем языка. Словарь старших дошкольников уже довольно велик, хотя на практике можно наблюдать существенный разрыв в количественном отношении — есть дети с весьма впечатляющим словарным запасом из самых разных областей знаний, а есть те, чей словарь ограничивается бытовой тематикой.

Перед зачислением в школу, как правило, проводится тестирование, которое включает в себя в том числе оценку речевого развития. Педагоги смотрят, насколько сформирована связная речь, как ребенок отвечает на вопросы, насколько развернуты фразы и предложения, может ли он составить рассказ по картинке, пересказать сказку, поделиться своими мыслями по поводу увиденного или прочитанного. Речевое развитие также тесно связано с социализацией. Чтобы не возникло трудностей в обучении и в общении со сверстниками, родители должны уделить этому аспекту максимум внимания.

Развиваем словарный запас ребенка

Как можно больше общайтесь с ребенком. Общение с родителями — именно тот первичный и основной ресурс, который помогает ребенку развивать речь, осваивать новые понятия, облекать в слова собственные мысли. Избегайте излишнего примитивизма в разговорах с детьми — наоборот, старайтесь употреблять не только хорошо знакомые ему слова, но и ряд синонимов; используйте метафоры и эпитеты. Вводите в обращение как можно больше прилагательных, поскольку речь дошкольников главным образом состоит из существительных и глаголов.

Подключайте обоняние, осязание, слух, зрение, вкус. Какой апельсин? — Яркий, оранжевый, пахучий, сладкий, терпкий, шершавый, круглый. У одного предмета может быть множество самых разных характеристик, которые воспринимаются разными органами чувств. Обратите на это внимание.

Читайте книги вслух. Этот совет можно было бы отнести к наиболее очевидным, но все не так просто. Книги нужно читать не торопясь, с правильной интонацией, четкой дикцией и те, которые соответствуют возрасту и интересам ребенка. При чтении время от времени останавливайтесь и задавайте вопросы по прочитанному отрывку. Все ли было понятно? Встретились ли слова, смысл которых он еще не знает? Объясните значение новых слов, добавьте пару синонимов.

Учите анализировать. Просто запомнить слово и его значение недостаточно. Чтобы правильно его использовать, необходимо развивать аналитическое мышление. В этом помогут вопросы, которые требуют активизации знаний и опыта: «Помнишь, мы читали рассказ, где гости пили чай из блюдец. Для чего у блюдца приподняты края, как ты думаешь?» или «Почему шкафчик в прихожей называется обувницей?» и так далее.

Играйте. Игра — основной вид деятельности дошкольников, а потому очень эффективный. Предлагаемые игры не требуют никаких специальных приспособлений или наглядных пособий, а играть в них можно где угодно.

Назвать признак предмета и соотнести с ним предметы. Что у нас большое (желтое, вкусное? Большое — дом, самосвал, город. Желтое — апельсин, солнце, желток. Вкусное — банан, котлета, пирожок.

«Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете мяч. Если слово можно «съесть», то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

«Я знаю пять…». Для этой игры также потребуется мяч. Ребенок отбивает мяч от пола и ритмично говорит: «Я знаю пять названий цветов: ирис, гвоздика, роза, лилия, маргаритка». Задача играющего — не сбиться и с каждым ударом мяча об пол без заминки называть цветок или любое другое существительное, объединенное родовым понятием (пять животных, пять фруктов, пять профессий и так далее).

Подобных игр — великое множество, и дети с удовольствием в них играют, обогащая свой словарный запас, развивая речевые навыки. Важно помнить, что любая работа с расширением и пассивного, и активного словаря должна начинаться как можно раньше и проводиться планомерно, изо дня в день — только так можно достичь хороших результатов.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?» Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи. Словарный запас каждого человека делится на пассивный.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?»Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать»
Опубликовано: 15 января 2024 в 16:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД